ГлавнаяСтатьи

Архитектурные требования при подборе камня

На выбор типа камня архитектурные требования оказывают важнейшее влияние.

При этом, естественно, учитывается и степень долговечности каменных пород, которая составляет для: – высокодолговечных (кварциты, граниты мелкозернистые) — около 500—700 лет; – долговечных (граниты крупнозернистые, габбро, лаб-радориты, сиениты) —200—300 лет; – относительно долговечных (белый мрамор, известняки, плотные песчаники, доломиты) — 100—150 лет; – недолговечных (цветные мраморы, травертины, туфы, пористые известняки) — до 50—80 лет.

При правильной эксплуатации зданий появление признаков угрожающего разрушения не должно быть ранее указанных выше сроков.

Декоративность камня (ведущий принцип при архитектурной оценке) определяется цветом и фактурой его.

Цвет камня

По цвету облицовочные природные камни делятся на две группы: – первая — белые, серые, черные, различающиеся только по светлоте (ахроматическая группа); – вторая — цветные, которые, кроме светлоты, характеризуются цветовым тоном и насыщенностью цвета (хроматическая группа).

Светлота камней подразделяется на семь ступеней.

На первых ступенях диапазон светлоты меньше, чем на последних, так, как изменение светлоты темных оттенков различается глазом лучше, чем светлых.

1 и 7 ступени соответствуют терминам «черный» и «белый» камень, промежуточные ступени определяют понятие «серый» камень, к ним же по светлоте относятся и «цветные камни».

Практически белый цвет характерен для некоторых разновидностей мраморов (например, Коелгинского месторождения) и известняков (Инкерманское месторождение), черный цвет — для некоторых лабрадоритов (Головинское месторождение) и габбро. В Армянской ССР имеются месторождения мрамора черного цвета (Харви-ронское месторождение). Белые и светло-серые камни в значительной степени имеют легкую цветовую насыщенность (до 1—5 %), что придает им определенные оттенки. Желтоватые (теплые) оттенки повышают декоративность белого камня, а голубоватые (холодные) — серого; соответственно желтые оттенки серого камня несколько снижают его декоративность. Чем светлее камень, тем больше влияние цветового тона.

Цвет окрашенных камней определяется по «среднему» цвету. Такое восприятие возможно с определенного расстояния, при котором цвета различных составляющих породы сливаются в один общий (средний) тон.

Насыщенностью хроматического цвета называется степень отличия его от ахроматического, равного ему по светлоте. Она измеряется в процентах, соответствующих количеству преобладающего в данном цвете того или иного спектрального оттенка. Светлота хроматических цветов характеризует степень приближения их к абсолютно белому, принимаемому за 100 %• Составляющие спектра образуют цветовой круг.

Сочетания камня различных цветов и оттенков встречаются при отделке как фасадов, так и интерьеров. При этом надо учитывать, что цвета, расположенные рядом в полихромной композиции, друг на друга влияют по законам цветового контраста. Контраст бывает светлот-ный и хроматический. Первый выражается в изменении светлого тона под действием соседних цветов: на светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, и наоборот; действие этого контраста проявляется тем сильнее, чем больше разница между цветами в светлоте. Основные же правила хроматического контраста состоят в том,что: – цвет, окруженный хроматическим фоном, изменяется в сторону цвета, дополнительного к цвету фона; дополнительными парами цветов, например, являются: красные— голубовато-зеленые, оранжевые—голубые, желтые — синие, желто-зеленые — фиолетовые, зеленые— пурпурные; – на фоне своего дополнительного цвета каждый цвет выигрывает в насыщенности и, соответственно, находясь на фоне, одинаковом с ним по цветовому тону, теряет в этом; в наибольшей степени эффект хроматического* контраста выявляется при отсутствии светлотного.

При учете цветовых характеристик природного камня надо знать и такое его качество, как «броскость», определяемое его общим цветовым фоном (например, красный цвет — наиболее броский из всех других).

Целесообразно также принимать во внимание и принципы «выступания» и «отступания» цветов, зависящие от цветового тона, степени насыщенности и светлоты. «Выступающими» являются все теплые тона, «отступающими» — холодные. Насыщенные хроматические цвета «выступают», ахроматические и малонасыщенные— «отступают». При чередовании светлых и темных тонов первые «выступают», вторые — «отступают».

При общей оценке цветового решения фасада классическая архитектура выработала следующие рекомендации: – облицовка верхних этажей зданий должна быть более светлой; – архитектурные детали фасадов должны вырисовываться на фоне стены; – на облицовку нижних частей фасада необходимо применять наиболее декоративный по цвету и фактуре камень.

В современной архитектурно-строительной практике указанные выше рекомендации не являются обязательными. В основном соблюдается требование о подборе более декоративных и прочных пород камня для нижних этажей (цоколей). Архитектурные детали на фасадах сведены, как правило, к минимуму; облицовка поля стены как на фасаде, так и в интерьере проектируется камнем одной породы и одного цвета. Тем не менее знание общих принципов цветового подбора камня необходимо как архитектору-проектировщику, так и исполнителям работ.

Фактура камня

При оценке архитектурных достоинств камня фактура его играет немаловажное значение. В зависимости от породы применяемого камня, расположения, соотношения элементов и других причин определяется фактура фасада в целом, которая с точки зрения его пластики может быть рельефной, шероховатой, гладкой или полированной. Максимальное выявление цвета и рисунка камня достигается в зеркальной (полированной) фактуре; как правило, она рекомендуется для пород камня с высокими декоративными свойствами (граниты, мраморы), ибо при полировке выявляются не только достоинства, но и дефекты камня.

Рис. 3. Образцы фактур плит
а —лощеная; б — шлифованная; в г точечная; г, д — «скала»

Пиленые, шлифованные, рельефные, точечные и тер-мообработанные фактуры в значительной степени снижают насыщенность цветового фона, но способствуют повышению светлоты камня. Плиты с такой фактурой не имеют ярко выраженного рисунка, нивелируются по цвету; это, в свою очередь, облегчает их комбинированное использование в отделке фасадов и интерьеров зданий.

Высокодекоративной является фактура «скалы» (рис. 3), которая дает возможность выявить цвет и строение камня, создает живописный рельеф, придающий поверхности особую выразительность. Она хорошо сочетается с фактурой пиленой или шлифованной. Это характерно для изделий из гранита, путиловского известняка, саа-ремского доломита.

Текстура (рисунок), как правило, является детализирующим элементом при выборе камня, но недооценка его может повлиять на архитектуру интерьера. Так, в плитах осадочных пород (травертины, ракушечники, некоторые известняки) четко прослеживаются направления осадочных слоев, каверн и т. п. Неправильное расположение или неудачная компоновка плит при установке могут исказить и даже ухудшить вид облицованных поверхностей.



Читать далее:
Эксплуатация облицовок из природного камня
Основные дефекты при отделке зданий природным камнем
Защита элементов облицовки от вредных воздействий в процессе эксплуатации
Факторы, влияющие на эксплуатационную надежность облицовки из природного камня
Нормирование работ и система оплаты труда
Особенности формирования бригад
Формирование специализированных подразделений
Приспособления для перемещения камня и растворов
Механизмы для приготовления и подачи растворов на объектах
Средства подмащивания и вертикального транспорта



Ваш отзыв