ГлавнаяСтатьи

Архитектурные формы

Архитектурные формы зданий на каждом этапе развития человеческого общества создавались в зависимости от назначения зданий, их конструктивных схем с учетом возможностей материалов, а также от идейно-художественного замысла. В связи с этим специфичные формы культовых зданий значительно отличаются от форм жилых домов, формы деревянных домов — от каменных зданий и т. д.

Под архитектурными формами в отличие от инженерных конструкций следует понимать художественно обработанные детали. Сюда относятся капители колонн, наличники, элементы карнизов и т. п. Различают также более крупные архитектурные формы — элементы зданий, такие, как цоколь, поле стены, балконы, карнизы, и общий вид здания.

Классические архитектурные детали находят применение главным образом в строительстве каменных зданий, включая кирпичные. Особенное развитие они получили в архитектуре античного мира и эпохи Возрождения, когда наряду с воспроизведением старых форм были созданы совершенно новые образцы, источником для которых служила архитектура Древней Греции и Рима. Поле стены. Для придания стенам зданий, выложенным из камня, большей выразительности зодчие стремились оживить гладкую кладку стен поясами, промежуточными карнизами и увеличением размеров швов между рядами камней путем отески их кромок. Обрабатываемые таким образом камни, называемые рустами, могут также иметь выпуклости разной формы. Для обработки поля стены, помимо рустов, применялась облицовка ее плитами различного вида. Например, в эпоху Возрождения была распространена облицовка стен дворцов плитами из мрамора. Для украшения внутренних стен использовался способ накладывания на степы красок различных тонов — способ стенной живописи или фрески.

Своеобразный способ для украшения поля стены выработался в эпоху Возрождения, получивший название сграффито, что означает выцарапывать. При этом верхний тонкий слой штукатурки процарапывается до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету. В результате получается силуэтный декоративный рисунок. В храмах и других монументальных зданиях, кроме фресок, применялся особый вид монументальной живописи из мелких цветных камней, окрашенного стекла, смальты и глазурованной керамики — мозаика. Широко применялась также обработка гладкой поверхности стен при помощи рельефа, путем применения филенок и других форм в виде досок, щитов, картушей * и пр. Горизонтальные членения стен осуществлялись путем образования междуэтажных карнизов, или поясов, подоконных карнизов и второстепенных тяг.

Вертикальные членения стен получались с помощью искусственно образованных выступов, называемых раскреповками. К распространенным формам вертикального членения относится членение колоннами и пилястрами.

Нижнюю часть стены — цоколь — в классической и особенно ре-нессансной архитектуре обычно делали с некоторым утолщением, без которого здание производит впечатление недостаточно устойчивого и как бы вросшего в землю. Цоколь обычно устраивали из прочных пород камня или облицовывали камнем стены для защиты их от механических повреждений и почвенной влажности. Карнизы. По композиции карнизы бывают простые и сложные. В архитектуре итальянского ренессанса к простым карнизам может быть отнесен тосканский. В соответствии с деталями, введенными в поддерживающую венчающую часть здания, карнизы делали с зубцами, причем в развитых карнизах применялись обе названные формы.

Окна и двери. Значительное место в архитектуре занимает проблема обработки оконных и дверных проемов в стенах. Обработка окон осуществляется путем устройства различных по форме наличников, фронтонов. Для украшения дверей в общем использовались те же приемы, что и для окон.

Балконы. Балконы впервые начали применять в архитектуре Возрождения. Составными частями балконов являлись кронштейны, площадка и перила. Кронштейны, располагаемые под консолями, своей формой создают впечатление устойчивости поддерживаемой ими площадки. Перила, расположенные на площадке, устраивались в виде балюстрад (колонок) между каменными столбиками или же решеток, отлитых из бронзы, чугуна или кованого железа.

К элементам завершения стен, располагаемым на стене выше венчающего карниза, относятся фронтоны, парапеты и аттики. Фронтоном называют верхнюю треугольную часть стены, которая сверху ограничена двумя скатами крыши и отделена от верха стены карнизом. Фронтоны в классической архитектуре чаще всего располагали над рядом колонн. Сочетание колоннады с фронтоном образует портик.

Парапет — это расположенная по периметру стен невысокая стенка, ограждающая кровлю здания.

Аттик, имеющий римское происхождение, применялся в основном в триумфальных арках с расположением его выше антаблемен-т а или венчающего карниза. Аттик имеет вид невысокой стены с цоколем и карнизом подобно пьедесталу. Поле стены аттика обычно обрабатывалось филенками с заполнением их надписями, а верх заканчивался горизонтальным срезом.

В эпоху Возрождения аттики иногда располагались на зданиях. С помощью этих форм устраивались дополнительные этажи — аттиковые. В стиле барокко, отличавшемся особой вычурностью, на аттиках, представлявших собой иногда целые стены, располагались парапеты с глухими стенками и балюстрадами.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии



Ваш отзыв