ГлавнаяСтатьи

Архитектурная полихромия в условиях Крайнего Севера

Интенсивное освоение природных ресурсов Крайнего Севера, предусмотренное планом развития народного хозяйства, сопровождается значительным ростом городов и поселков.

В арктических и субарктических районах, занимающих территорию в 8,8 млн. км2, имеется 32 города, 103 поселка городского типа и около 600 прочих населенных мест.

Общеизвестно, что природно-климатические условия являются важнейшим фактором, определяющим архитектурно-планировочную структуру города, тип, конструкцию, внешний облик зданий.

Применительно к условиям Крайнего Севера это положение приобретает исключительно важное значение. Поэтому вопросы планирования, строительства и архитектурной выразительности зданий требуют особого подхода и индивидуального решения.

Суровый климат, низкая освещенность, скудная растительность, в основном сложный рельеф местности — все это коренным образом меняет наши привычные представления об окружающем нас пространстве.

Своеобразие ландшафта Севера сказывается на всех сторонах жизни и деятельности человека. При этом следует иметь в виду, что по временам года эти различия также не похожи па среднеширотные условия.

Так, например, в зимнюю пору число дней с метелями достигает 230, причем в отдельные месяцы периоды заносов Длятся почти непрерывно от 20 до 25 дней. Зима Крайнего Севера характеризуется туманами, достигающими такой плотности, что на расстоянии 20—30 шагов не видно домов, пешеходы теряют ориентировку, нарушается деятельность наземного транспорта. Суровость зимы, особенно заполярных районов, усугубляется затяжным темным периодом. Жители в эту пору испытывают так называемое цветовое и световое голодание. 12—23% общего числа дней приходится работать с искусственным светом.

Все это заставляет задуматься над тем, какими должны быть наши поселки и города как с точки зрения объемно-пла-нировочного решения, так и художественного образа жилых и общественных зданий.

Практика застройки северных городов показала, что при наличии декоративных элементов и сложном объеме на здании и около него образуются большие снежные отложения. Поэтому на Севере нежелательно применение балконов, лоджий, глубоко западающих проемов, наличников, тяг и других элементов декора.

Все это делает компактность и простоту объемного решения одним из основных типологических признаков каждого здания, возводимого на Крайнем Севере. Ограниченное использование пластических средств архитектуры вызывает специальные требования к художественному образу зданий, поэтому необходимо активное включение в архитектуру зданий цвета для придания живописности застройки.

В условиях плохой видимости окраска зданий должна быть интенсивной, хорошо различаемой на фоне снежного ландшафта.

К сожалению, в нашей практике строительства на Севере цвет как средство повышения архитектурной выразительности здания применяется еще очень робко, мало используются новые отделочные материалы (цветные цементы, пластмассы, металлы).

Широкое применение индустриальных методов строительства не должно ограничивать творческих возможностей архитекторов для создания большой вариантности в решении архитектуры полносборных домов. Вновь создаваемые жилые кварталы и целые города должны быть красивыми, запоминающимися по своему облику. Главное в выявлении архитектурно-художественной композиции застройки не в многообразии применяемых цветов, а в их ритмической организации.

Однако большое значение здесь имеют законы цветоведе-ния, а именно насыщенность цвета, размер площади его на объекте, колористическое единство с окружающим северным пейзажем. При решении цветовой композиции также необходимо учитывать местные национальные особенности регионального размещения полихромии. Правильный учет этих важнейших требований в значительной степени влияет на выбор колористического решения комплекса и отдельных его образований.

Используя цвет как средство художественной выразителькости, нельзя забывать, что основой здесь была и остается архитектура, а цвет является лишь средством усиления зрительного эффекта. В то же время неверно было бы рассматривать цвет как простое дополнение к архитектуре. Лишь в том случае, когда раскраска зданий будет органически соответствовать архитектонике сооружений, она станет важным элементом композиции и окажет наиболее значительное и благоприятное воздействие на облик новостроек Севера.



Читать далее:
Опыт содружества в реализации научных исследований
Шрифт в визуальных коммуникациях промышленного предприятия
Об активизации процесса художественного воспитания архитекторов
Соразмерные изображения архитектурных перспектив (эмметрозы)
Функциональные основы художественного конструирования рабочих мест и участков
Организация архитектурно-пространственной среды производственного здания
Об основных принципах функционального формообразования производственной среды
Роль художника в формировании производственной среды
Цвет в архитектуре тепловых электростанций
Использование декоративных свойств отделочных материалов



Ваш отзыв