ГлавнаяСтатьи

Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.

В европейской архитектуре в середине XVIII в. повсеместно развивается новый выразительный и экономичный стиль — классицизм. Пришедший на смену барокко, он отражал прогрессивные перемены в социальной структуре общества того времени, — утверждение капитализма в недрах феодального строя. Классицизм как новый стиль отражал стремление передовой интеллигенции к созданию культуры, опирающейся на достижения прошлых эпох.

В этой связи античное искусство и архитектура послужили источником для изучения, заимствования и переосмысления, что естественно привело, в частности, к отрицанию барокко и его разновидностей. Классицизм в архитектуре был ведущим стилем во второй половине XVIII и первой трети XIX вв. Для построенных в этот период зданий и сооружений характерны простые рациональные формы планов, сдержанное использование скульптурно-декоративного убранства. Главное внимание уделялось пропорциям зданий и их элементов, заимствованных из классической архитектуры,— ордерам античного происхождения. Если в стиле барокко колонны использовались для декоративного обогащения фасадов, зачастую не исполняя функциональной роли несущих элементов, то в классицизме им была возвращена конструктивная роль.

В большинстве сооружений классицизма фасады имели шести-или восьмиколонные портики и фронтоны, наподобие античных. В обработке внутренних помещений также использовались ордера в виде круглых колонн или полуколонн и пилястр. Стиль классицизма на протяжении своего развития претерпевал известные изменения. В первый период (вторая половина XVIII в.) в нем еще проступали элементы барочной архитектуры. При обработке стен использовались орнаментальные декоративные филенки, лепка, креповки, отсутствие прямых четких очертаний и пр. Стены отдельных помещений иногда с большим художественным вкусом покрывались искусственным мрамором. Поздний классицизм (первая треть XIX в.) отличается более простой и лаконичной архитектурой, основные объемы имеют предельно простые построения, декоративные мотивы сводятся к минимуму, исключаются даже наличники окон и дверей. Стилистические изменения этого периода особенно заметны были во французской архитектуре, в которой они привели к созданию нового стиля империи — стиля ампир, оказавшего впоследствии большое воздействие на современную ему архитектуру других стран. Сооружения этого стиля по своим архитектурным качествам имели много общего с памятниками Древнего Рима (церковь Мад-лэн, Вандомская колонна и др.). Во второй четверти XIX в. в ампирных интерьерах проявляются новые черты, в том числе темы военной героики.

Во внутренней отделке, кроме ордеров, применяется орнаментальная роспись с позолотой, в которую вводились стилизованные перевитые окантовые листья, волюты, лавровые венки, знамена, гербы, ядра, пушки.

Общий колорит ампирных интерьеров отличался более яркими цветами стен и драпировками (синие, зеленые, пурпурно-красные, желто-лимонные).

Русский классицизм. Новый этап в истории русского государства во второй половине XVIII в., как и в западных странах, обусловил появление новых архитектурных идей под влиянием просвещения. В годы правления Екатерины II утверждается исключительно плодотворный художественный стиль — русский классицизм. Основоположниками этого большого стиля были выдающиеся зодчие В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, М. Е. Старов. Особенностью этого стиля являлось блестящее сочетание основных принципов античной архитектуры с мотивами русского архитектурного наследия, что привело к созданию национальной по форме классической архитектуры.

В этот период зодчество в русских городах достигает высокого расцвета. Общественные здания стали занимать наряду с дворцами высокое положение в архитектуре города. Вместе с продолжавшейся интенсивной застройкой Петербурга велись работы по упорядочению планировки в старых городах.

Одной из больших намеченных в то время работ была перестройка Московского кремля, по которой предполагалось устроить вокруг него и Китай-города полукольцо площадей.

Предложение возвести в Московском кремле грандиозный дворец по проекту Баженова являлось по тому времени крупнейшим творческим замыслом, который, к большому сожалению, не был осуществлен. Проводилась эта работа большой группой архитекторов под руководством В. И. Баженова.

Идея перепланировки кремля преследовала цель отразить в формах создаваемого дворца величие Российской державы, причем сам дворец в этом случае становился как бы русским народным акрополем. Проектные работы, закончившиеся изготовлением модели дворца, продолжались 5 лет (с 1768 г.) и закончились закладкой его 1 июня 1773 г., но сама постройка не была осуществлена, так как война России с турками значительно расстроила финансовые возможности страны.

К архитектурным сооружениям, построенным по зашыслу В. И. Баженова, относится дом Пашкова на Моховой ул. (1784—1787 гг.), ныне библиотека имени Ленина (рис. 1), который являлся самым красивым зданием Москвы того времени. Дом Пашкова, расположенный на стыке двух улиц на холме, обеспечивающем ему хорошую видимость со многих точек, по назначению частное жилище, он благодаря своему положепию приобрел значение крупного градостроительного акцента. При кажущейся внешней насыщенности украшениями оп прост и несложен по своей композиции. Пирамидальное построение здания, наличие легких колонн, большие богато украшенные окна на всех четырех фасадах центрального объема придают всему зданию известную легкость, парадность, удачно связывая его с окружающим пространством. Колонны флигелей, поставленные прямо на земле, делают их более внушительными, несмотря на небольшой размер.

Рис. 1. Дом Пашкова в Москве

Украшения в виде львиных масок, рустовки стен и другие декоративные приемы объединяют все части здания в единое цельное произведение. Дом Пашкова является одним из лучших зданий московского классицизма и занимает достойное место в истории мировой архитектуры.

Вторым крупнейшим зодчим русского классицизма, обогатившим сокровищницу мировой архитектуры, был Матвей Федорович Казаков, начавший свой творческий путь также в школе Ухтомского. Затем М. Ф. Казаков работал у Баженова, а после отставки последнего в 1786 г. стал ведущим и самым популярным архитектором в Москве.

Рис. 2. Голицынская (1-я Градская) больница в Москве

К большим градостроительным задачам, блестяще разрешенным Казаковым, относится создание нового типа общественного здания — городской больницы, а также городской усадьбы. Взамен старого типа боярского дома, размещенного в глубине участка, зодчий выдвинул его на красную линию улицы, а флигели и службы, окружавшие ранее двор, отодвигались в глубь усадьбы или располагались в ряд с основным домом по его сторонам. При этом основное внимание Казаков уделял созданию торжественной композиции здания при минимуме декоративных классических деталей. К наиболее известным сооружениям зодчего Казакова относятся здание Московского университета, построенное по так называемой усадебной схеме (1786—1793 гг.), Голицынская больница в Москве (1796—1801 гг.) (рис. 44), ныне Первая градская, здание Сената в Москве (1776—1784 гг.), Колонный зал «Благородного собрания» (1784 г.) (ныне Дом Союзов) и др.

Здание Московского университета, пострадавшее при пожаре 1812 г., было восстановлено и перестроено Д. Жилярди с сохранением планировки, определяемой композиционным ядром,— актовым залом.

Одной из особенностей творчества Казакова является вписывание в объемы зданий круглых залов, так называемых ротонд, образующих центр всей композиции сооружения. Особой торжественностью и красотой отличается зал под куполом здания Московского Сената, а также зал в главном корпусе Голицынской больницы.

Рис. 3 Смольный институт в Ленинграде

К ярким произведениям русского классицизма конца XVIII в. относятся работы И. Е. Старова, построившего много дворцов и усадеб. К лучшим сооружениям Старова относится ансамбль Таврического дворца в Петербурге (1783—1789 гг.), в главном здании которого сочетание парадных залов и помещений разнообразного назначения создавало особое очарование своими контрастами и неожиданностями. В мировой классической архитектуре до Старова не было создано столь крупного и высокоторжественного зала, как Белоколонный.

Начало XIX в. в России было ознаменовано сооружением целого ряда монументальных общественных зданий в Петербурге, созданием в центре его системы парадных площадей, магистралей и набережных.

Одним из таких зданий, сооруженных А. Н. Воронихиным в 1801— 1811 гг., является Казанский собор на Невском проспекте. Зодчий, в прошлом крепостной, прекрасно вписал композицию собора в ансамбль главной улицы Петербурга, придав части Невского проспекта более крупный масштаб и торжественный вид. Новаторство Воронихиным проявлено в том, что культовое здание он трактовал как гражданское, закрыв собор, кроме бокового портика, грандиозной колоннадой.

Рис. 4. Горный институт в Ленинграде

Почти одновременно (в 1806—1811 гг.) Воронихин построил «Горный кадетский институт» — здание особой монументальности, фасад которого, обращенный к Неве, состоит из портика с громадным вытянутым фронтоном, покоящимся на 12 дорических колоннах (рис. 4). По сторонам портика размещены две большие скульптурные группы — «Геркулес» С. Пименова и «Похищение Прозерпины» В. Демут-Малиновского, символизирующие победу человеческого разума над природой, покорение стихий. Величественный портик в сочетании со скульптурами раскрывал назначение здания как храма «Науки геологии». Композиционный прием оформления входа в античный храм блестяще оправдал себя в новых градостроительных условиях и новом — грйждапском — назначении этого здания.

Рис. 5. Планировка центральной части Петербурга. 1 — здание Адмиралтейства;

Одним из замечательных представителей русского классицизма являлся петербургский зодчий Джакома Кваренги (1744— 1817 гг.), приехавший в Россию из Италии.

Особенность творчества Джакомо Кваренги состояла в том, что он ввел в архитектуру типовые архитектурные детали красивой формы, несложные и недорогие в изготовлении. Чистые стены украшались строгими портиками с колоннами классических ордеров, придававших им торжественность.

Другими качествами сооружений Кваренги были прочность, надежность и экономичность.

Простота и строгость архитектурных решений родственны по своей природе русской архитектуре, истоки которой лежат в псковских и новгородских церквях, не имевших никаких украшений, но со строго выдержанными пропорциями, подчеркнутыми гладью стен.

К крупным постройкам Кваренги относятся здание Эрмитажного театра (1783—1787 гг.), Алексадровского дворца в Царском селе и Смольного института (1805—1809 гг.) в Петербурге. Здание Смольного института с торжественной четкой архитектурой фасада и актового зала, как мы знаем, хорошо соответствовало и новому назначению в дни Октябрьской революции — служить помещением, где было провозглашено зарождение Советской власти.

Шедевром мировой архитектуры является композиция комплекса Адмиралтейства в Петербурге (1806—1820 гг.), созданного выдающимся зодчим периода русского зрелого классицизма Андреяном Дмитриевичем Захаровым. Здание это служит ведущим архитектурным элементом всего центра города. Как отмечалось выше, первоначально здание Адмиралтейства было построено в 1739 г. по проекту архитектора И. Коробова. Как и сейчас, оно завершалось острым шпилем, но меньшей высоты— 60 м.

При сооружении нового комплекса Адмиралтейства шпиль Коробова был сохранен путем устройства над деревянной конструкцией его, существующей и до настоящего времени, нового шпиля высотой 73 м. Все архитектурное оформление здания было решено в монументальных, торжественных формах. Главный фасад здания протяженностью более чем на 400 м расчленен на два корпуса, поставленные в одну линию. Боковые крылья делятся тремя выступающими портиками дорического ордера.

Рис. 6. Здание Главного штаба в Ленинграде

Боковые фасады имеют аналогичные членения. Особенно выразительно выглядит центральная кубическая часть здания (рис. 47,6) с башней, увенчанной ритмичным рядом скульптур и шпилем, который служит ориентиром для трех сходящихся к Адмиралтейству главных улиц Петербурга.

Сквозь могучий каменный массив куба высотой в 3 этажа прорезана арка проходных ворот. Сверху арку осеняют знаменами две летящие славы, а по сторонам ее установлены скульптуры могучих женских фигур нимф, поддерживающих земную и небесную сферы (работа скульптора Ф. Щедрина). Скульптура, рельефные фризы и картушп на портиках во многом раскрывают художественный замысел здания — военно-морскую мощь и величие русского государства. Это один из редкостных примеров высокохудожественного синтеза искусств в архитектуре.

К замечательным памятникам позднего русского классицизма относятся сооружения выдающихся русских архитекторов В. П. Стасова, К. И. Росси, А. А. Михайлова, О. Вове и др. В Петербурге в этот период (1817—1820 гг.) В. П. Стасовым были построены так называемые Павловские казармы (ныне Ленэнер-го). Отличаясь строгой сдержанностью, они прекрасно оформили одну из сторон Марсова поля. Учитывая большую градостроительную роль здания, Стасов придал казармам торжественный вид дворца. В средней части фасада располагается выдвинутая вперед колоннада строгого монументального ордера в 10 стволов с расположенным за фронтоном аттиком. Здание насыщено скульптурными барельефами, изображающими военную амуницию и оружие. Здание казарм было предназначено для размещения Павловского полка, имевшего большие заслуги в Отечественную войну 1812 г., и рассматривалось как своеобразный памятник победы русского оружия. Подобным же образом, как памятник побед русской артиллерии, Стасовым решен и Преображенский полковый собор, расположенный на Литейном проспекте. К большим заслугам Стасова в развитии строительной техники относятся нововведения в области конструктивных решений. При замене в Зимнем дворце деревянных покрытий металлическими после пожара 1837 г. он на много лет раньше, чем французский инженер Полонсо, применил металлические фермы такой конструкции. Но главный вклад Стасова в архитектуру — это создание композиций, поражающих своей мощью при минимальном использовании декоративных деталей, что особенно ярко видно по архитектуре Провиантских складов в Москве (1832—1835 гг.), поблизости от Крымского моста.

Рис. 7. Марсово Поле и Павловские казармы в Ленинграде

К заслугам архитектора К. И. Росси, творчество которого протекало после войны 1812 г., относится создание красивых архитектурных ансамблей в центре Петербурга.

К крупным работам К. И. Росси относятся строительство здания Главного штаба на Дворцовой площади (рис. 48, 1819—1829 гг.), Михайловский дворец (ныне Государственный Русский музей 1819 — 1826 гг.), здание Александринского театра (Академический театр драмы имени А. С. Пушкина), здания Сената и Синода, достройка Публичной библиотеки и Театральная улица (ныне улица Росси).

Архитектурные сооружения Росси отличаются классической стройностью и торжественностью. В качестве убранства зодчий исполь-

n античные барельефы, статуи, гирлянды и венки из цветов, 30Бнные доспехи. Волна городских перепланировок центральных Бдощадей, начатых Росси в Петербурге, затронула многие города страны: Одессу, Полтаву, Казань, Ярославль и др. К техническим новшествам Росси относится введение в театральных зданиях металлических покрытий и широкое применение чугунного художественного литья.

В период расцвета русского классицизма в провинциальных городах и в дворянских усадьбах было построено много особняков, отличающихся строгой красотой и прекрасно гармонирующих с природой.

В архитектуре усадеб во второй половине XVIII в. наметились два их типа. Первый — это пышные особняки и усадьбы дворцового характера, второй тип — скромные особняки в окружении зелени, архитектура которых связана с развивающимся тогда сентиментализмом. К первому типу относятся усадьбы Кусково и Останкино, Марфино, Архангельское, а также дворцовые усадьбы Царицыно и Петровский «подъездной» дворец (ныне академия Жуковского). В этих сооружениях формы классицизма сочетаются с отдельными элементами раннепетровского зодчества.

В загородном дворце в подмосковном имении Шереметьевых Останкино, построенном в 1790 г. крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым и др. на основе проекта Ф. Кампорези, особенную художественную ценность представляют гармонично связанные с природой фасад, а также интерьеры парадных залов — Итальянского, Египетского и театрального с опускной сценой. Первый этаж дворца хорошо связан с парком. К примерам второго типа относится усадьба в Братцеве (архитектор Воронихин). Усадебные дома в этом случае делаются небольшими; колоннады, обрамляющие их, нередко немного превышают человеческий рост, а детали убранства невелики по масштабу. В таких усадьбах большое внимание уделялось художественному убранству парков, их партеров, предназначенных для прогулок и уединенного отдыха.

К замечательным качествам русской архитектуры того времени относится то, что она блестяще решала градостроительные задачи. В результате победоносного завершения Отечественной войны с французскими интервентами с исключительно широким размахом велось строительство в Москве, отстраиваемой после пожара и разрушений, нанесенных ей наполеоновскими войсками в 1812 г. Среди крупных московских зодчих того времени были: А. А. Михайлов, О. И. Бове, построившие Большой театр (1821—1824 гг.) и ряд других превосходных зданий; Д. И. Жилярди — автор восстановления здания Московского университета и строитель зданий общественного назначения; А. Г. Григорьев, построивший много красивых особняков; Ф. К. Соколов, руководивший восстановлением Кремля, и др.

Театральной площади, по проекту Бове, была придана форма правильного вытянутого четырехугольника с разбивкой на оставшемся в виде треугольника отрезке у Китай-городской стены сквера, существующего и в настоящее время. Украшением площади явился Большой театр, который после пожара в 1857 г. был восстановлен в несколько измененном виде архитектором Кавосом. Первое место среди наиболее ценных построек Москвы этого периода занимают здание Опекунского совета Д. Жилярди (1825 г.) и здания Провиантских складов (1832—1835 гг.), построенных по проекту архитекторов В. П. Стасова и Ф. М. Шестакова. Ансамбль Провиантских складов состоит из трех одинаковых зданий, композиционно поставленных так, что центральное выходило на улицу продольной своей стеной, а два боковых — торцовыми, образуя в целом монументальную композицию. В. П. Стасов показал в данном случае высокохудожественное композиционное мастерство — образно трактовать утилитарные сооружения, достигнув большой выразительности простыми средствами. Поздний русский классицизм в композиционном отношении не подражал древнеримским постройкам, как это было во французском ампире, и отличался оригинальностью своих фасадов, в которых монументальность без ложного пафоса сочетается с лиричностью. Русские интерьеры также отличались от французских большей пластичностью, мягкостью построений и отделки. Эти особенности поздней русской классики общепризнаны зарубежными ценителями архитектуры.

Градостроительство в Российской империи. Достижения русского градостроительства периода его расцвета в XVIII в. и первой трети XIX в. заслуживают самого пристального внимания. В этот период на опыте строительства Петербурга в России окончательно сформировались наиболее прогрессивные принципы градостроительства эпохи позднего феодализма, были созданы высокохудожественные ансамбли улиц, набережных, площадей, вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры. Тогда же на основе этих градостроительных принципов был заложен ряд новых крупных городов и проведена успешно реконструкция центральных частей десятков старых русских городов.

К основным градостроительным принципам, которые были использованы в планировке и застройке Петербурга, относятся прямоугольная и лучеобразная система улиц, а также размещение главных зданий города в ключевых позициях и строгое соблюдение градостроительной дисциплины в отношении постановки зданий по красным линиям улиц, выдерживание их высоты. Наконец, большую роль в создании ансамблевой застройки сыграли «образцовые» проекты.

Четкая регулярная система планировки, намеченная по идее Петра I в первоначальных планах Петербурга архитекторами Д. Тре-зини и Леблоном (1716 г.), была позже блестяще развита зодчим

Г юпкииым и выдержана реальным строительством по проектам q мцова и Коробова и других архитекторов классической школы. Новаторские заслуги П. М. Еропкина, бывшего с 1737 г. руководителем Петербургской комиссии строения, состоят в том, что он создал в новом, разработапном им генеральном плане Петербурга трехлучевую композицию Адмиралтейской (левобережной) части города, подчеркнув главное значение крайнего «луча» — Невского проспекта и упорядочив ранее сложившуюся здесь застройку. Глубоко изучивший за границей ренессансный и классический опыт градостроительства в крупных городах Италии и Франции, Еропкин наметил реальные пути развития Петербурга на дальнюю перспективу. Зодчие второй половины XVIII в. использовали эту перспективную основу планировки, подчиняя при этом композицию новых зданий и весь характер застройки ведущим архитектурным сооружениям города и в первую очередь Адмиралтейству.

Большое значение при этом имела строгая регламентация государством застройки города. В генеральном плане Петербурга и в специальных царских указах по градостроительству при Екатерине II содержались дальновидные требования регулярного строительства на новых территориях с обеспечением ансамблевого единства. В «образцовых» проектах Д. Трезини регламентировались типы жилых зданий для различных сословий, их этажность и даже характер отделки и материалов.

Главными градостроительными качествами Петербурга, как города нового типа, являются сочетание регулярной планировки с широтой пространственных композиций, присущей русским городам, а также тонкое чувство градостроителями природной среды — учет особенностей ровного низменного рельефа, зеркала рек и каналов в общей композиции города. Именно благодаря этим градостроительным признакам Петербург уже через 50 лет после основания превзошел все западноевропейские города как по планировочной организации центральной части, так и по представительному столичному высокохудожественному облику.

Все эти градостроительные идеи были вдумчиво использованы во второй половине XVIII в. при строительстве таких новых городов-крепостей, как Ростов-на-Дону, Одесса, Оренбург, Алексаидровск (Запорожье), Томск, Красноярск, Хабаровск, а также при упорядочении застройки старых городов — Ярославля, Твери, Новгорода, Воронежа, Полтавы, Калуги.

Высокое градостроительное мастерство проявили зодчие, создававшие ансамбли Петергофа, Царского села (Пушкин), Ораниенбаума (Ломоносов) и других пригородов Петербурга, как в выборе наиболее эффектных мест для дворцов, в использовании малых архитектурных форм (ротонды, беседки, колоннады и т. п.), так и в художественной связи их с живописными пейзажами. В архитектуре летних царских резиденций, в особенности в ансамбле

Петергофа, были заложены глубокие идеи утверждения России как могущественного и просвещенного государства. В середине XVIII в. многое для упорядочения и развития радиально-кольцевой системы планировки Москвы сделал Д. В. Ухтомский, практически бывший в то время главным архитектором ее. Весьма поучительно градостроительное мастерство зодчего М. Ф. Казакова, проявленное при возведении в Московском кремле нового здания в классическом стиле — Сената. Построивший в 1860-х годах Большой Кремлевский дворец архитектор Тон также проявил большую градостроительную тактичность, разместив крупное здание в отдалении от исторических памятников.

К концу XVIII в. облик Москвы, кроме ансамбля Кремля и завершений церквей, стали определять такие монументальные здания гражданского назначения, как Первая градская больница, Университет, Воспитательный дом, Странноприимный дом (ныне институт им. Склифосовского), а также парадные двухэтажные особняки князей и графов, построенные в формах русского классицизма.

Новый, высший этап развития русского градостроительства эпохи феодализма приходится на первые 30 лет XIX в. В этот период выдающиеся зодчие Захаров, Воронихин, Росси и Стасов развили самое ценное из блестящих градостроительных идей, заложенных в генеральном плане Петербурга при Петре I и его первых преемниках. Под наблюдением А. Д. Захарова, ставшего в первом десятилетии XIX в. главным архитектором Петербурга, был создан ансамбль стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей и ростральными колоннами на острие водораздела. Выдающаяся роль в завершении целой системы ансамблей Петербурга принадлежит К. И. Росси. Это был особенно широкий размах градостроительных работ в Петербурге, главным стимулом которому послужило победоносное завершение Отечественной войны в 1812 г. Современный высокоторжественный облик получили завершенные Росси ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, площадь Александрийского театра и прилегающая к нему Театральная улица, а также площадь Искусств и подъезды к Инженерному замку.

Благодаря возведению В. П. Стасовым Павловских казарм с их главными фасадами, почти равными длине речного фасада Адмиралтейства, новый масштаб и торжественный вид приобрела западная сторона Марсового поля. Весьма важную роль в обогащении архитектуры улиц, набережных, многочисленных мостов через Неву и Фонтанку сыграли, казалось бы, такие незначительные средства архитектуры малых форм, как художественные ограды зданий, мостов и садов. Особую ценность в этом отношении представляют решетки Летнего сада, изготовленные по рисункам Фельтена и Егорова в конце XVIII в., отличающиеся живописностью при внешней простоте композиции (рис. 8, а), а также ограда Казанского собора, выполненная по проекту Воронихина

Рис. 8. Ограды садов и крупных зданий в Петербурге: а — решетка Летнего сада; б — ограда Казанского собора

Большую роль в замечательном художественном облике Петербурга выполняет монументальная скульптура, мастерски включенная в архитектуру города.

Так, благодаря творческим усилиям русских зодчих, скульпторов и художников, лучшими чертами которых было продолжение замыслов предшественников, развитие, а не отрицание ранее созданного ими, Петербург с его регулярной классической архитектурой ио праву приобрел славу одного из красивейших городов мира. В первой трети XIX столетия в ряде русских городов в течение относительно короткого времени осуществляется перепланировка и реконструкция, существенным образом изменившая их архитектурный облик. К городам, в которых была перестроена уличная сеть в прямоугольную систему с использованием лучевой, относятся Тверь, Ярославль, Боровицк.

В русских городах в этот период возникли крупные по размерам площади и прямые, относительно широкие улицы. Усадебная застройка уступила место единой по высоте застройке с фасадами домов, обращенными на улицу.

Так поздний феодальный строй внес свой существенный вклад в градостроительную культуру.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв