ГлавнаяСтатьи

Архитектура Возрождения (Ренессанса)

В XV—XVI вв. для зодчества Западной Европы характерным был значительный художественный стиль ренессанс. Это название связано с эпохой Возрождения, явившейся началом формирования капиталистических общественных отношений, высвобождением общества от гнета аскетических религиозных догм и суеверия, распространением просвещения.

Архитектура Возрождения в разных странах, несмотря на общие принципы, основанные на традициях античного зодчества, имеет свои особенности, обусловленные национальными и историческими различиями.

С конца XIV в. в городах Северной Италии начался важный этап развития производства шелковых тканей и стекла и торговли, которые сильно укрепили их экономическую мощь. Зарождавшаяся новая общественная сила — буржуазия, с ее особыми интересами, чуждыми идеологии феодального строя, повела борьбу за создание светской культуры.

Исторически важные новые общественные отношения требовали яркого выражения их в образной сфере. Этим объясняется глубокий интерес итальянской интеллигенции к большим художественным идеям, заложенным в памятниках древнеримской и греческой культуры. Под их влиянием в Италии развиваются новые реалистические и вместе с тем романтически приподнятые направления в живописи, скульптуре и архитектуре.

«Вместе с возвышением Константинополя и падением Рима заканчивается древность,— писал Ф. Энгельс.— С падением Константинополя неразрывно связан конец Средневековья. Новое время начинается с возвращения к грекам».

Период Возрождения Марксом и Энгельсом рассматривался как величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того человечеством.

Возникавшие новые типы городских зданий и их художественная характеристика основывались на классических архитектурно-композиционных принципах и новой строительной технике. Вместо коллективного творчества в период развития готической архитектуры цеховыми корпорациями теперь на первый план выдвигается личность широко эстетически образованного архитектора — мастера, автора проекта сооружения и художника. Новый архитектурный стиль начал складываться несколько поз~ же, чем это произошло в живописи, скульптуре, а широкое внедрение трансформированных классических ордерных композиций началось только в начале XV в.

Эпоху итальянского Возрождения в искусстве принято подразделять на три периода: ранний, высокий и поздний ранессанс. Раннее возрождение в зодчестве относится к периоду деятельности известного итальянского архитектора, инженера и ювелира Филиппо Брунеллеско (первая половина XV в.). В этот период был сделай первый шаг к замене стрельчатой арки полуциркульной.

Рис. 1. Дворец дожей в Венеции

Рис. 2. Собор Сайта Мария дель Фьоре во Флоренции

Нервюрный свод, характерный для готической архитектуры, начал уступать место новой конструкции — видоизмененным коробчатым сводам. Однако стрельчатая форма арки еще продолжала применяться в отдельных ренессансных сооружениях вплоть до самой середины XVI в., особенно в венецианской архитектуре, где одним из случаев ее применения был дворец дожей (рис. 1). Одним из выдающихся сооружений Брунеллеско был громадный купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (рис. 2), остававшийся недостроенным с XIV в. Решение этой задачи стало возможным только после тщательнейшего изучения конструкций купольных сооружений Древнего Рима, в частности Пантеона. Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии. Пролет купола, достигающий 42 м, не уступает диаметру куполов Пантеона, храма Софии в Константинополе и собора св. Петра в Риме. Свод собора, выполненный из кирпича, покоится на восьмигранном основании; профиль его имеет стрельчатую возвышенную форму, которая отвечала особенностям конструкций, возводимых без кружал.

Наличие внутренних пустот в своде обеспечивает его легкость. Удачное место расположения собора и его большая высота (115 м) образуют своеобразную, неповторимую архитектурную панораму всей Флоренции.

Значительное место в архитектуре итальянского Возрождения занимает гражданская архитектура. К ней относятся, в первую очередь, принадлежавшие богатейшим семействам крупные городские

дворцы, или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов. Средневековые дворцы, постепенно сбрасывая с себя суровый наряд, с помощью скульптуры, живописи, мраморной облицовки и керамики приобретали жизнерадостный облик. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий.

В этот период преимущественное распространение имел коринфский ордер. Нередки случаи применения нескольких ордеров в одном здании. Для нижних этажей использовался дорический ордер, а для верхних этажей такая композиция, в которой капитель, если не в деталях, то в пропорциях и рисупке относилась к ионическому типу.

Одним из примеров дворцовой архитектуры середины XV в. во Флоренции может служить трехэтажный дворец Медичп-Рикар-ди (рис. 3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди). Особенностями композиции ренессаисных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка этажей: первого — грубо обработанными камнями, верхних — плитами и огромного выноса карниз с исключительно тонко прорисованными деталями. В отличие от строгого и величественного фасада архитектура хорошо освещенных интерьеров имеет жизнерадостный характер. По схеме фасада палаццо Медичи и композиции его двора во Флоренции, а позже в других городах были построены сотни дворцов.

Рис. 4. Дворец Медичи-Рикарди во Флоренции. Фрагмент

В этот же период во Флоренции по проекту выдающегося зодчего и теоретика архитектуры Леона Батисты Альберти в 1446—1452 гг. был построен дворец Ручеллаи, отличающийся относительно сдержанной обработкой фасадов (рис. 5). Альберти впервые в архитектуре ренессанса расчленил, по примеру Колизея, фасад с помощью пилястр и тяг на три яруса, а также применил для облицовки его дощатый руст. Вынос карниза здесь значительно уменьшен. Архитектура этого дворца послужила прототипом для строительства особняков по заказу средней буржуазии и высшего чиновничества в XVII— XIX вв. во многих европейских городах.

В дальнейшем, кроме пилястр, для украшения фасадов стали использоваться пристенные колонны.

Одним из характерных архитектурных сооружений итальянского Возрождения является построенный во второй половине XV в. архитектором Лукьяпом из Враны дворец в Урбино с внутренним двором, окруженным аркадами, опирающимися на колонны с композитными капителями.

Архитектура этого дворца отличается благородной сдержанностью, изяществом, классической четкостью и оправданностью применения каменных отделочных материалов.

Рис. 5. Дворец Ручеллаи во Флоренции. Фрагмент фасада

Членение этажей ордерами с карнизными тягами, создающее четкость общей композиции, как отмечалось выше, нашло широкое применение во многих сооружениях итальянского ренессанса. Эти членения фасадов пилястрами и арочные завершения крупных окон образуют гармонический ритм, что особенно ярко видно на фасадах папской канцелярии, построенной после 1486 г. в лучших традициях Браманте, Альберти и Микелоццо (рис. 6). Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным.

Высокое Возрождение, получившее развитие в архитектуре Италии в конце XV в. и первой половине XVI в., отличается расцветом всех искусств и блестящим применением скульптуры и живописи в архитектурных сооружениях. Одним из виднейших представителей высокого ренессанса был зодчий Браманте, вначале занимавшийся живописью и изучением памятников античного зодчества. Лучшие постройки Браманте — церковь Санта Мария делле Грацие в Милане, дворовые фасады церкви Санта Мария делле Паче и храмик Темпьетто (оба в Риме).

Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей. В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г.) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко. Упадок экономического значения городов Северной Италии, вызванный перемещением мировых торговых путей в Атлантику и возвышением католической церкви, обладавшей значительными богатствами, перенес центр строительной деятельности в Рим, являвшийся папской резиденцией.

Рис. 6. Палаццо Канчеллярия в Риме. Фрагмент фасада

Рис. 7. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. Разрез

Выдающимся сооружением Рима является собор св. Петра (рис. 30), основную конструктивную схему которого заложил Браманте. Собор был начат строительством в XV в. на месте древней базилики по проекту Расселино. После смерти его эти работы были поручены в 1506 г. Браманте, который предложил свой проект собора.

План собора имел форму равноконечного (греческого) креста с возведением на нем кубического объема, заканчивающегося полусферой главного купола с окружением его по углам четырьмя малыми куполами. Форма главного купола была заимствована от купола Пантеона. Браманте говорил, что «моя идея — поставить купол Пантеона на сводах храма мира». Сооружение собора продолжалось до смерти Браманте в 1514 г., после чего оно было прекращено более чем на сорок лет: Рим в тот период переживал период войн и разрухи.

Завершение создания собора заняло почти весь XVI в. Все римские папы стремились связать с этим зданием свое имя. В строительстве собора принимали участие знаменитые архитекторы того времени, среди которых были Рафаэль Санти, Антонио да Сангал-ло, Микельанджело, Виньола, Доменико Фонтана. Микельанджело, принявший работы по достройке собора в 1547 г., вернулся к плану Браманте.

Рис. 8. Собор св. Петра в Риме. На первом плане колоннада арх. Бернини

Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г.) по его рисункам. Арки, несущие купол, в этом соборе были выложены по кружалам с кессонами, образующими общую форму коробчатого свода. После окончания строительства купола все огромное здание высотой подкупольного пространства 123,4 м приобрело цельность и особенно торжественный вид благодаря пластичной и как бы пружинящей форме купола. В XVII в. архитектором Бернини была пристроена к собору Петра торжественная колоннада, подчеркнувшая его ведущую градостроительную роль.

Позднее итальянское Возрождение оказало большое влияние на архитектурную направленность европейских стран в XVII в. Особую роль в этом играет деятельность выдающегося архитектора, инженера, скульптора и живописца Микельанджело. Творчество Микельанджело Буонаротти, с его редкостной способностью владеть синтезом искусств, характеризуется необычайной эмоциональной насыщенностью. В поисках большей выразительности он настойчиво создавал новые композиции, образованные Удивительно цельной компоновкой элементов классической архитектуры, скульптуры и живописи. Примером может служить богато пластичная архитектура библиотеки Лауренциана, особенно лестницы с ее скульптурными как бы текучими формами, которые создают впечатление огромного внутреннего напряжения масс. Примененные Микельанджело даже в поздний период его творчества подчеркнутые и несколько деформированные пластические формы, отличающиеся гармоничностью пропорций, позже были утрированы менее одаренными архитекторами. Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный).

Рис. 9 а. Вилла Ротонда близ Виченцы

С середины XVI в. в архитектуре Италии наступает третий период — поздний ренессанс, в котором античные ордера утрачивают многие свои первоначальные формы. Под влиянием трудов Виньолы и Палладио в это время возникла идея создания более сильных ордеров. Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза. Для придания зданиям большей монументальности иногда над ордерной конструкцией располагался аттик. Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты.

Андреа Палладио относится к числу зодчих и теоретиков архитектуры, основная деятельность которого протекала на севере Италии — в Виченце и Венеции. Источником для его творчества служили памятники древнеримского зодчества, изучению которых он посвятил свою жизнь. Научные трактаты по истории архитектуры, так же как и образцы творчества Палладио, оказали заметное влияние на развитие архитектуры как классицизма, так и барокко. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв. и отчасти в советской архитектуре периода увлечения ренессансными и древнеримскими композициями. (И. В. Жолтовский и его последователи). Особой известностью у поклонников позднего ренессанса пользуется построенная Палладио во второй половине XVI в. вилла Ротонда близ Виченцы. Почти кубическое по форме здание, окруженное со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами, хорошо гармонирует с природой. Однако вся композиция с обилием жестикулирующих скульптур и портиков придает ложную многозначительность владельцу виллы Ротонда, основной добродетелью которого был крупный капитал. В композиции отражено стремление заказчика удивить своим богатством, претенциозность буржуа. Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли. И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. В целом архитектура Итальянского Возрождения во многом обязана своим развитием не только античной эпохе, но и существовавшим до этого готическим традициям.

Архитектура барокко в Италии. Как было уже отмечено раньше, еще в период высокого ренессанса и особенно позднего, в итальянской архитектуре начали заметно проявляться декоративное начало, отход от конструктивной логики, стремление придать дворцам богатейших заказчиков особенно внушительный вид. В подобных сооружениях больше всего нуждались высшее духовенство и знать, всеми силами стремившиеся доказать свое духовное и моральное превосходство над простолюдинами. Так, князья церкви, а затем богатейшие вельможи стали выступать основными заказчиками сооружений, отличавшихся особой патетичностью композиций, неожиданностью зрительных эффектов. Хотя к наиболее видным мастерам итальянского барокко ранее было принято относить зодчих Бермини и Барромини, работавших в конце XVI и в первой половине XVII в., существенные элементы этого декоративного стиля появились в итальянском зодчестве гораздо раньше. Кроме Палладио, много сделавшего для ложной монументализации церквей и палаццо с применением ордеров, в декорирование фасадов ввел новые элементы, не применившиеся в классике, зодчий Виньола, достраивавший собор Петра после смерти Микельанджело.

Типичной для стиля барокко является церковь Джезу, построенная Виньолой в Риме в конце XVI в. фасад этого сооружения перегружен такими не связанными с конструкцией здания и его функцией декоративными деталями, как волюты по бокам верхнего этажа, архивольт и сандрик, не защищающие проем, а лишь указывающие на вход, спаренные пилястры, ложные оконные проемы. Для позднего ренессанса и барокко характерно также обилие человеческих скульптур, композиционно слабо связанных с завершением зданий. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии. Однако, вследствие своей дороговизны и вычурности, он уступил место классическому стилю, как более рациональному и эстетически более совершенному. Архитектура Возрождения, принесшая много нового и ценного зодчеству Италии, оказала положительное влияние на архитектуру ДРУГИХ стран.

Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов. В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. Примером замкового строительства этого периода может служить королевский замок Шамбор в долине реки Луары, построенный в 1519—1559 гг. В этом здании применены элементы ордера в виде пилястр немодульных пропорций с капителями и базами, а также горизонтальных тяг. Классические приемы заметны в оформлении чердачных окон, дымовых труб и большой башнеобразной спиральной лестницы в центре здания.

Сооружения зрелого французского Возрождения (примерно с середины XVI столетия) отличаются совершенством ордерных пропорций, тонким качеством скульптурной и орнаментальной отделки. Примером подобного рода служит бывший королевский дворец Лувр, строившийся с XVI в. до середины XIX в. В архитектуре дворца использованы метод композиции и элементы классического ордера в виде ритмично расставленных окон и коринфских колонн, совершенных по рисунку и деталям, и фронтона.

Архитектура Лувра отличается от итальянских палаццо более сдержанным применением декора, высокой кровлей и особо тщательной проработкой деталей. Вместе с этим в ней имеются общие, характерные для стиля Возрождения, черты — четкая ритмичность всех элементов композиции, поэтажное применение ордеров.

Кроме Франции, архитектура ренессанса проникла в Испанию, Польшу, Чехословакию, затем Германию, Нидерланды и сравнительно позже в Англию. В страны Латинской Америки этот стиль был перенесен при посредстве Испании.

Рис. 10. Фасад Лувра

К первым сооружениям в стиле Возрождения, построенным за пределами Италии, относится капелла Ягеллонов в Кракове (1520 г.), зал дворца Бельведер в Праге и др. В каждой из этих стран в XVI в. возникала своя архитектурная школа ренессанса, которая творчески использовала мотивы, созданные гением итальянского народа.

Яркая характеристика эпохи Возрождения в Италии дана Ф. Энгельсом. «В спасенных при падении Византии рукописях,— пишет он,— в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед ее светлым образом исчезли призраки средневековья: в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть» при капитализме. Градостроительство. В эпоху Возрождения развивались новые принципы в планировке и застройке городов. Зодчие стремились создать в городах благоприятную среду для жизни человека. Особенностью градостроительства в этот период являлось сосредоточение внимания на решении составных элементов города, в особенности площадей, дворцов, впервые создаваемых парков. Города раннефеодального периода с кривыми и тесными средневековыми переулками по возможности перестраиваются. Зодчие мечтают о новом типе города, основанном на сочетании геометрических, прямоугольных форм римских лагерей с рациональным, исторически сложившимся костяком планировки города. Однако возникновение новых городов в этот период было редким явлением, и градостроители занимались главным образом реконструкцией старых, заботясь о художественном облике их и регулярно-четкой планировке центральных районов. В период Возрождения много уделялось внимания проблемам создания идеального города. Впервые итальянский архитектор

А. А. Филарете в проекте идеального города Сфорцинда применил схему радиальной уличной сети (1460 г.). В 1485 г. в одной из опубликованных работ Леон Альберти доказывал необходимость демократической формации города с равноценным расположением кварталов, разделенных, однако, по классовой принадлежности.

Леонардо да Винчи составил эскиз размещения движения городского транспорта в двух уровнях (рис. 33а). Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г.) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа. В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади. С XV по XVII в. больше внимания уделяется общественным площадям, особенно в период развития барокко.

В XVIII в. созданию ансамбля центральной площади придается исключительное значение как главному украшению города. Городские площади имели преимущественно геометрически правильные очертания.

С XVIII в. в некоторых крупных городах были пробиты главные улицы в виде широких проспектов-аллей. Примером может служить созданный в XVIII в. в Риме километровый проспект, идущий от площади дель Пополо, замкнутый обелиском, к которому сходятся лучи диагональных проспектов. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии). От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города.

С другой стороны дворца расположен парк. С прямоугольным садовым партером радиально-веерообразная композиция аллей сходится в виде лучей на круглой площади. Вдоль композиционной оси парка устроен большой водный партер с двумя прямоугольными бассейнами. На дворец, занимающий господствующее положение над парком, открываются перспективы со многих участков. Этот трехлучевой прием, перенятый от итальянского ренессанса, использован в планировке некоторых центральных частей городов, в том числе Петербурга.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв