ГлавнаяСтатьи

Архитектура Романского и Готического периодов

В V веке н. э., после падения Римской империи, на территории Западной Европы возникли новые политические объединения, из которых в дальнейшем образовались феодальные государства — Франция, Германия, Италия, Англия. Каждое из них делилось на множество мелких владений, принадлежащих правителям — феодалам, с подчинением слабых более влиятельным и сильным. Так рабовладельческий гнет сменился крепостническим, феодальным. Архитектура западноевропейских стран того времени значительно отличалась от античного зодчества. Замки, культовые здания и крепостные сооружения возводились из камня с частичным использованием кирпича, но римский бетон не находил применения. В первый период существования феодальных государств в основном строились замки и церкви, с расположением их за крепостными стенами феодальных поместий и монастырей, служивших зашитой против набегов разбойных орд. В архитектуре этих зданий заметно использование мотивов византийской школы и развитие типов латинских базилик.

В таком состоянии архитектура Запада находилась почти 5 веков (до X в.) В дальнейшем на развитие ее оказали влияние сложившиеся в Западной Европе с конца IX в. новые феодальные отношения (появление королевств), а также широкое развитие связей европейцев с народами Востока (эпоха крестовых походов и паломничество в XII в.).

Рис. 1. Графский замок в Каркассоне

Характерными типами сооружений в этот период становятся замки феодалов, церкви и монастыри, а также оборонительные сооружения.

В средневековой архитектуре различают два периода развития: романский стиль (VI—XII вв.) и готический (конец XII—XV вв.). Эти архитектурные стили развивались примерно в одинаковых общественных условиях и поэтому имеют между собой известную общность. Общими, помимо строительных материалов, здесь были и типы зданий. Так, романские и готические церкви имели в плане форму латинского креста с разделением каменными столбами продольной части сооружения на 3 или 5 галерей-кебов, из которых центральный был шире и выше боковых. Около алтаря здание пересекалось поперечным залом — трансептом, иногда членившимся также на нефы.

Восточная часть храма, где расположен алтарь, имела в плане одну или несколько полуокружностей — апсид. Материалом для строительства церквей служил камень местных пород в виде блоков, связанных между собой раствором. Однако этими конструктивными приемами и оканчивается общность стиля. Во всем остальном они резко различаются между собой. Романской архитектуре присущи малогармоничные пропорции, грубая и несовершенная моделировка элементов зданий. В романских соборах, тесно связанных своими формами с крепостными сооружениями, все части отличались значительной массивностью.

Толстые глухие стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами (опоры, несущие своды). Небольшие редко расставленные окна завершались полуциркульными арками. Порталы имели также сводчатые полуциркульные перекрытия. На главных фасадах соборов (западных) сооружались обычно 2—3 высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда размещались также в пределах восточной (алтарной) части. Над центральной частью собора иногда возводилась башня (в древнерусской архитектуре купол на барабане). Примером романских сооружений может служить замок в городе Каркассон (на юге Франции) с двойным поясом укреплений (рис. 1). В Италии в ту пору церкви строились с отдельными колокольнями. Такая башня, располагаемая с боку фасада, называлась кампаниллой.

Стены церквей украшались небольшим количеством скульптур. Богатая декоративная отделка церквей сосредоточивалась на главном фасаде и его центральных дверях — портале. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (XII в.) с перспективным порталом и конусообразными башнями, крытыми черепицей (рис. 2). Привлекает внимание богатое и тонкое скульптурное убранство главного фасада. В богатой игре светотени ощущается приближение готики, однако в здании с его малыми окнами и массивными стенами не преодолена еще крепостная замкнутость, свойственная романской архитектуре.

Основным строительным материалом в сооружениях романского стиля служили камни, более или менее вытесанные и соединенные при помощи раствора. Перекрывающей конструкцией являлся свод из клинчатых камней. Конструктивные приемы крепления сводов с вертикальными опорами были примитивными. Для увеличения сопротивления распоров стены снабжались коитр-форсами. Контрфорсы в романской архитектуре, в отличие от римских и византийских, служивших также для укрепления сводов и помещавшихся внутри здания, располагались с внешней стороны его, что объясняется стремлением освободить внутренность здания от загромождающих ее массивов. Колонны, используемые в качестве несущих опор, в отличие от античных имели грубую цилиндрическую форму. Капитель, выкладывавшаяся из грубо обработанных камней, перестает быть чисто декоративным элементом постоянной канонизированной формы. В этом случае размеры капители каждый раз зависели от числа нижних рядов кладки и величины камней. Формы капителей, служащих для оппрания арок, были различными, среди которых наиболее распространенны формы, полученные из объема куба и шара.

Рис. 2. Церковь Нотр-Дам в Пуатье (Франция)

Из-за отсутствия в первых романских замках оконных переплетов с остеклением, заменявшихся ставнями, и в оборонных целях размеры оконных проемов были очень малы, а подоконники располагались па возможно большей высоте от пола.

В романский период были созданы новые способы кладки и приемы укрепления сводов.

Готическая архитектура развивалась в тот период, когда благодаря развитию городских ремесел укрепились торговые отношения в пределах государств, а также между ними. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов под защиту короля, увеличилась численность населения в городах, они экономически окрепли. В городах возводились крупные общественные здания (ратуши), культовые учреждения, оборонительные укрепления. За пределами городов по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей.

Развитие готической архитектуры началось в конце XII в., причем переход от романского стиля к готическому происходил постепенно, начатые ранее романские соборы достраивались в духе готики. Одна и та же цель — покрыть сводом латинскую базалику — решалась по-разному: изыскивались более легкие и экономичные конструкции.

Размеры возводимых сооружений, особенно высота соборов, увеличивались, конструкции их усовершенствовались. Наиболее полно требованию высотности отвечала разработанная зодчими готики каркасная облегченная конструктивная система зданий, в особенности их опор и перекрытий.

Специфичными элементами конструкций готической архитектуры являются оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, гурты сводов, аркбутаны и контрфорсы, образовавшие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания.

Массивные стены, характерные для романской архитектуры, в период готики были заменены сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми расположены громадные окна.

Рис. 3. Готическая конструктивная система (аркбутаны)

К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками — пп-наклями с остроконечными завершениями — фиалами. Колонны, разделяющие нефы и поддерживающие своды, представляют собой пучки тонких вертикальных тяг, как это видно на рис. 5. Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Повышенный профиль стрельчатых арок способствовал уменьшению распора сводов.

Конструктивной основой сводов были гурты, или нервюры, представляющие собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги — ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн (рис. 3).

Конструктивная особенность готического свода состоит в том, что он, являясь по сути дела крестовым сводом романского периода, образует независимые между собой распалубки, поддерживаемые нервюрами.

Рис. 4. Собор Нотр-Дам в Париже

Рис. 5. Интерьер собора в Страсбурге

Нервюры выполнялись из тесаного камня, а распалубка — из мелкого камня с забуткой щебнем. Нервюры как бы воспроизводили кирпичные арматуры римских крестовых сводов, но вместо временной роли — уменьшить давление на кружала — нервюры стали выполнять роль основной несущей конструкции, на которой покоится свод. Благодаря нервюрам общий распор сводов передается только в определенных пунктах сопротивления. Нервюрный свод не только обеспечивает разложение сил распора, но и уменьшает его, что позволяет делать конструкции легкими и упростить их. Образуемые таким путем стрельчатая ар,ка и ребристые своды передают распор через упорные арки (аркбутаны) на контрфорсы. Готический контрфорс имеет вид тонкого и высокого массива, около вершины которого находится точка приложения сил распора. Вместо глухих стен в романской архитектуре здесь появилась легкая ажурная конструкция. Такая архитектурно-конструктивная форма открыла возможность устройства перекрытий больших пролетов и облегчила строительство высотных композиций зданий.

Внешний вид готических соборов отличается наличием шпилей и большого количества аркбутанов, обычно располагаемых в два яруса над крышами боковых нефов. Вся тектоника соборов вызывает впечатление удивительной легкости и устремленности вверх. Особенно большие достижения готическая архитектура имела во Франции и Германии. Одним из крупных и наиболее совершенных сооружений, возведенных в XIII—XIV вв., является Реймский собор (Франция). Всемирно известным памятником романско-готической архитектуры является собор Парижской богоматери (XII в.) (рис. 4). В нем наиболее ярко выявлена конструктивная схема, присущая готической архитектуре, однако начатый постройкой во второй половине XII столетия собор имеет несколько тяжелые пропорции, характерные для романского стиля, что особенно заметно в горизонтальных членениях и нижних, опорных частях.

Архитектура готических соборов с ярко выраженным устремлением ввысь как бы призывала молящихся постоянно думать о боге и отрешиться от земной суеты. Но это лишь одна из идей. Величественная архитектура готики не в меньшей мере являлась гимном жизни самим строителям, повествуя об их дерзновенной смелости, о высоком инженерном и художественном мастерстве, о величии человека-творца. Потому-то готическое зодчество способно глубоко волновать и современных людей, несмотря на замечательные новейшие достижения строительной мысли. Интерьеры готических храмов отличаются высокохудожественным убранством — тонко выполненной каменной резьбой, скульптурами святых и реальных людей, красочными витражами из цветного стекла и картинами на религиозные сюжеты.

В Италии крупные готические сооружения были редким исключением (например, Миланский собор). В отличие от французской готики, в которой четкие архитектурные формы выражали несущую структуру здания, итальянская готика придавала особое значение декоративному убранству в виде бесконечных башенных надстроек, расположенных без определенной художественной системы. Основными материалами, которыми пользовались итальянские строители в эту эпоху, были тесаный и бутовый камень небольших размеров. Наряду с камнем в Италии в строительстве готических зданий применялся кирпич, чаще всего с облицовкой его мрамором, камнем, штукатуркой.

Каменная кладка готики состоит из тщательно вытесанных камней на растворе. Подъем камней производился механизмами, известными еще в античную эпоху, с устройством легких подмостей, лежавших обычно на самом сооружении.

Готическая архитектура, получившая сначала широкое развитие во Франции, затем, кроме Германии, распространилась в Англии, Чехии, Польше и Прибалтийских странах. В последних готика развивалась вначале под влиянием немецкой оккупации. Начиная с XV в., в ряде европейских городов появляются общественные здания — ратуши, которые постепенно превращаются в значительные постройки с башнями и большими часами на них. В период X—XII вв. было сооружено много замков феодалов. Основой замка являлся так называемый донжон — большая квадратная или круглая башня в 2—3 этажа, являвшаяся укрепленным жилищем феодала. В состав замка входили жилые комнаты, парадный рыцарский зал, хозяйственные помещения, кладовые с запасами продовольствия, пекарня. Часть замков во Францпн и особенно в Германии сохранилась до настоящего времени. Градостроительство в VI—XIII вв. Распад Римской империи, занимавшей значительную часть территории Западной Европы, лишил ее население безопасных условий жизни. При отсутствии центральной сильной власти многие феодалы строили для себя крепости, позже превратившиеся в небольшие города. Населенные пункты городского типа, появившиеся в этот период, развивались на руинах античных городов и лагерей, имевших удобное географическое расположение. Кроме крупных поселений, возникших на основе укрепленных городищ, в средние века города возникали в результате внутренней колонизации. Основным ядром городов являлись замки феодалов, имевшие мощные защитные укрепления в виде высоких каменных стен и башен для ведения круговой обороны.

Вокруг замков селились зависимые крестьяне, а при благоприятных условиях и купцы. Такие поселки имели свои оборонительные укрепления.

Феодальные замки, как правило, возводились на возвышенностях У берегов рек, что обеспечивало им господство над окружающей местностью. Для многих замков характерны целесообразные плановые решения, крупный масштаб всех объемных элементов крепостей, гармонически связанных с окружающей средой, и в целом они обладают значительными эстетическими качествами. Весь город окружался каменным кольцом (одним или двумя) массивных стен с башнями круглой или квадратной формы. Главные ворота для въезда в город делались в одной наиболее крупной башне. Перед воротами через опоясывавший стены ров перебрасывался подъемный мост.

Особую ветвь представляют комплексы каменных сооружений в монастырях, окруженных, как и замки западных феодалов, мощными крепостными стенами. Многие монастыри явились ядрами средневековых городов.

В особых политических и экономических условиях складывались крупные города Западной Европы, в их числе и будущие столицы. Базой их формирования послужили поместья и замки королей или богатейших вельмож, защищавших свои владения с помощью сильных военных отрядов. У стен замков под их защитой селились ремесленники и беглые крестьяне, спасавшиеся от преследований жестоких феодалов. Они-то и составили население предместий, а затем и городов, укрепленных мощными стенами. Города быстро росли по мере усиления центральной королевской власти. Вторым стимулом роста являлась личная свобода ремесленников и возможность в условиях богатого города найти работу и проявить свое мастерство. Возвышением бюргерства прежде всего объясняется строительство крупных и удивительно смелых по инженерному исполнению величественных готических соборов Парижа, Праги, Нюрнберга, Кракова. Свободные общины каменщиков и художников, соревнуясь с общинами других городов, демонстрировали свое высокое профессиональное мастерство. К особенностям средневековых городов, возникших на развалинах военных поселений, имевших регулярную сеть улиц, относится новая их сеть, состоящая из криволинейных уличек. Новая застройка велась раздробленно, с использованием остатков материалов античных зданий, причем новая сеть улиц и пространств не связывалась с сохранившимися развалинами, а развивалась с учетом новых торговых путей и экономических связей. С прекращением междоусобных войн в феодальном обществе изменился характер средневековых населенных мест: на первый план выступает не оборонное, а торговое их значение. Центром города была окруженная цеховыми улицами площадь с расположенной почти всегда на ней церковью, ориентированной апсидой на восток, и ратушей.

В ряде случаев церкви располагали за торговой площадью, и они входили в состав укреплений. Заканчивался город улицей, идущей вдоль городского вала. Центр города и его площадь, как правило, размещались на более высоком месте.

На окраинах городов обычно располагались монастыри и больницы. Лавки ремесленников, совмещаемые с производственными помещениями, располагались по всему городу, находясь рядом с жилыми домами их владельцев. Жилые дома, строившиеся вначале обособленно, в дальнейшем соединялись в рядовую, преимущественно одноэтажную застройку.

Характерной особенностью средневековых городов является отсутствие в них парков. Фруктовые сады, находившиеся в частном пользовании, располагались во дворах.

Центральные торговые площади в городах были небольшие — до 2 га, а ширина улиц не превышала 7 м. Местами отдыха служили окружающие луга и рощи. Площадь населенных пунктов городского типа в VI—VIII вв. составляла обычно 5—10 га, а города, возникшие в результате объединения нескольких населенных мест, занимали площадь до 50 га с населением, не превышавшим 10 тыс. человек. Крупных городов было крайне мало. Так, по историческим данным, в XIV в. в Париже проживало около 100 000 человек, в Лондоне 35 000, в Риме 30 000. Одним из самых крупных городов в XV в. была Венеция, население которой достигало 200 000 жителей.

Характерным отличием готического города от крупных населенных пунктов романского периода является более интенсивное использование земли в пределах, охваченных крепостными стенами. Примерно с XVI в. свободные участки с полями и садами, находившимися в черте города, застраиваются новыми домами и пристройками к существующим домам купцов и ремесленников. Увеличение плотности застройки вызывало опасность возникновения эпидемий, пожаров и общего ухудшения санитарно-гигиенических условий.

Оборонительные стены ограничивали развитие города вширь, а теснота обусловила возведение трех- и четырехэтажных зданий. Они завершались высокими крышами с треугольными фронтонами — щипцами, в которых нередко размещались чердачные этажи (мансарды).

Здания покрывались черепицей. Основными материалами для строительства городских жилых домов служили камень, кирпич, сооружались также фахверковые дома — каркасной конструкции с применением деревянных стоек, балок и раскосов с заполнением кирпичом и с последующим оштукатуриванием. Силуэт средневекового города определялся церковными зданиями, башнями ратуш, укреплениями, а также отдельными домами богатых семейств. Композиционным ядром чаще всего являлась площадь, предназначенная для торговли и общественных собраний. Для подчеркивания значения центральной площади ее окружали аркадой.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв