ГлавнаяСтатьи

Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)

Строительная деятельность в нашей стране в начале войны была направлена на удовлетворение военных нужд. За весь период Великой Отечественной войны было построено и введено в действие более 3500 промышленных предприятий, в том числе таких крупных, как Челябинский металлургический и трубопрокатный заводы, Уральский и Ульяновский автомобильные заводы, Узбекский и Казахстанский металлургические предприятия. В освобожденных районах к окончанию войны было восстановлено 7500 больших заводов, построено и отремонтировано свыше 50 млн. м2 жилой площади.

Во многих городах на Востоке страны одновременно с заводами возникали новые районы. Только в одной Свердловской области во время войны образовалось 14 новых городов и 19 поселков городского типа. Крупный поселок возведен в 1944—1945 гг. в Гурьеве (Казахстан).

В Ташкенте и Душанбе продолжалось строительство театров, в Ереване — моста Победы. В Москве строились новые подземные трассы метрополитена.

В 1944 г. Советское правительство приняло решение о восстановлении пятнадцати крупных городов страны, в первую очередь городов-героев Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы. Особенно большие работы были проведены в Волгограде, в котором было разрушено более 90% жилых зданий. За одно десятилетие на месте развалин возник совершенно новый современный город с четкой планировочной структурой, великолепным благоустройством и торжественными мемориальными центрами, органично вплетенными в архитектурную ткань знаменитой волжской твердыни, где мужественные воины Страны Советов сломали хребет фашистскому зверю.

Объектами жилищного строительства в большинстве случаев в >тот период были 2—3-этажные дома, что было вызвано и нуждой II отчасти градостроительными теориями, распространенными за рубежом. После страшной войны люди жаждали тишины. Одним из первых примеров массового многоэтажного жилищного строительства является район Песчаных улиц в Москве (1948— 1954 гг.), в котором было сооружено более ста 6—8-этажных корпусов.

Концентрация строительства способствовала развитию поточно-скоростных методов производства и широкому внедрению индустриальных изделий и деталей.

Большое место в жилищном строительстве стало приобретать начавшееся в 1946 г. крупнопанельное индустриальное домостроение по типовым проектам. Однако большинство жилых домов возводилось по индивидуальным проектам, с излишествами в обработке фасадов. Одной из причин этого было стремление советских зодчих отразить в архитектуре триумфальное завершение Великой Отечественной войны с фашизмом, угрожавшим порабощением народам всей Европы.

Всесоюзное совещание строителей в 1954 г., созванное ЦК КПСС и Советом Министров СССР, а также последовавшее за ним постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» указали архитекторам на ошибочность их творческих позиций, повлекших за собой значительный перерасход государственных средств, на которые можно было бы построить на 20—30% больше жилой площади для трудящихся.

Неприемлемой для художественных потребностей советских людей является и сама стилевая характеристика многоэтажных зданий, в композиции которых использованы не национальные традиции, а Декоративные мотивы рабовладельческого Рима и итальянских палаццо.

В постановлении указывалось, что «многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых Домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств Для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий».

Это решение партии и правительства сыграло исключительную Роль в дальнейшем развитии строительного дела в стране, определив реалистическую линию развития советской архитектуры. Основное направление современного строительства в нашей стране характеризуется широким применением сборных конструкции, деталей и эффективных строительных материалов. Для этого с 1955 г. в стране была создана мощная база по производству сборных железобетонных деталей и конструкций и сделан решительный переход на типовое проектирование жилых зданий. Типовое проектирование не исключает возможности создания известного разнообразия в застройке новых районов, если в каждую серию проектов входят дома, различные по этажности, конфигурации плана и разнообразному решению архитектурных масс и фасадов.

История архитектуры представляет собой непрерывный процесс обновления технического и художественного качества строительства. Высокохудожественный социалистический стиль советской архитектуры на основе типовых сборных элементов из современных материалов в послевоенный период пока еще не сложился, однако основные пути к его созданию указаны партией и правительством: «Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем надуманных, дорогостоящих украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей высокого качества».

Общий процесс развития советской архитектуры в послевоенный период, ее достижения и противоречия в творческих направлениях наглядно проявились в ряде крупных сооружений столицы и других городов страны. В этом отношении показательны архитектуры восьми высотных зданий в Москве. Проектирование их было начато в 1947 г., из которых семь были построеп-ы к 1955 г. Размещение высотных зданий учитывало сложившуюся радиально-кольцевую структуру города и связывалось с проектом его реконструкции. Система расстановки этих высотных акцентов служит основой ансамблей центральных районов столицы. Советские инженеры-конструкторы и руководители строительства показали высокую техническую зрелость в области строительной механики и организации работ на больших высотах, создав рациональные высоко устойчивые конструкции инженерных сооружений высотой более 20.0 м. В первую очередь это относится к высотному зданию Московского государственного университета, построенному по проекту архитектора Л. В. Руднева и инженера В. Н. Насонова.

Пятибашенная симметричная композиция этого комплекса с 39-этажной центральной башней высотой 225 м является художественной доминантой, архитектурным центром обширного Юго-западного района столицы.

Это огромное здание, в котором размещено 150 аудиторий и более 1000 научных лабораторий, один из крупнейших актовых залов, отличается большой гармоничностью, уравновешенностью форм, современным обликом.

Рис. 1. Высотное здание Московского государственного университета

Значительными художественными достоинствами обладает также композиция высотной гостиницы «Украина» (архитектор А. Г. Мордвинов) с ее художественной согласованностью архитектурных форм. Несмотря на излишества во внутренней планировке и отделке, большое градостроительное значение имеет высотная гостиница «Ленинградская» (архитектор Л. М. Поляков).

К сожалению, авторы всех проектов высотных зданий не смогли сочетать градостроительную приподнятость внешней композиции зданий с рациональной планировкой и сдержанностью в отделке интерьеров. Кроме гостиницы «Ленинградская», страдающей этими недостатками, много расточительности допущено в планировке и отделке вспомогательных помещений высотного дома на Котельнической набережной (арх. Д. П. Чечулин), в отделке магазинов высотного жилого дома на площади Восстания. В здании МГУ применены дорогостоящие и неудобные для учебных заведений вертикальные коммуникации, завышен процент технической площади (до 23% общей площади учебных помещений) .

Необходимо учитывать, однако, что этот первый опыт проектирования и строительства высотных зданий проходил в сложном и для советской архитектуры периоде культа личности И. В. Сталина. ^ Другой стороны, оценка проектов высотных зданий за наиболее удачную их часть — внешнюю композицию, силуэтность и градостроительное решение — была дана объективно. К числу значительных архитектурных комплексов спортивного назначения, отличающихся хорошим благоустройством, большим простором и градостроительным размахом, относится комплекс стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках (рис. 2), созданный по проектам группы архитекторов и инженеров под руководством А. В. Власова (1954—1956 гг.).

Рис. 2. Комплекс Центрального стадиона им. В. И. Ленина в Москве

Комплекс занимает территорию около 200 га. Главными сооружениями являются большая спортивная арена на 103000 зрителей.

Генеральная планировка спортивного корпуса комплекса произвела с учетом реконструкции прилегавшего к нему района и обеспечения композиционной связи с Москвой-рекой, Ленинскими гонами и ансамблем Московского государственного университета. Строительство главных объектов комплекса осуществлялось из сборного железобетона с применением единой модульной сетки 6 X 6 ж, что способствовало увеличению темпов строительства.

Новаторские принципы создания простых по архитектуре вместительных сооружений получили дальнейшее развитие в ряде других спортивных комплексов, построенных в других городах Советского Союза в последние годы.

Важным этапом в развитии жилищного строительства явилось создание в конце 1950 гг. новых типов домов из крупных панелей и блоков. Опыт монтажа крупнопанельных бескаркасных домов в Магнитогорске в 1952 г. показал, что сроки монтажа и стоимость их можно значительно снизить.

Одним из этапов было строительство в 1952—1954 гг. на 6-й ул. Октябрьского поля в Москве 5—7-этажного панельного бескаркасного дома с вертикальными швами, закрытыми накладками, по проекту института строительной физики и института архитектуры жилища б. Академии архитектуры СССР.

Были испытаны также дома с несущим каркасом и навесными панелями, но конструкция их оказалась более дорогой из-за перерасхода металла на каркас и сложного монтажа. С 1959 г. во многих городах развернулось строительство 5-этажных бескаркасных домов с панелями на комнату и безо всякой маскировки швов (инж. В. П. Лагутенко). Архитектура фасадов этих зданий отличается сухостью, однообразием, особенно при массовой застройке и неаккуратно обработанных швах черной мастикой. Несколько позже были внедрены типовые проекты 5—8-и 12-этажных крупноблочных домов, имеющих заметные эксплуатационные преимущества по сравнению с крупнопанельными (непродуваемость стыков, большая надежность соединений). В своем приветствии Второму Всесоюзному съезду советских архитекторов, состоявшемуся 26 ноября — 3 декабря 1955 г., ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу «Создавать красивые здания и сооружения, отличающиеся хорошими пропорциями, удобствами планировки, экономичностью их строительства и эксплуатации… Строительство необходимо осуществлять… на основе индустриальных методов производства». Эти указания партии сыграли исключительно благотворную роль в устранении недостатков в архитектуре и новом становлении ее на реалистические позиции.

Рис. 3. Проспект имени Ленина в Волгограде

С середины 1960 годов в советской архитектуре начало складываться прогрессивное направление, отличающееся рациональной планировкой квартир, красивыми пропорциями фасадов, отсутствием навесного декора.

Принципиально новым, однако, является решительный переход на проектирование зданий из типовых деталей заводского изготовления, что позволило почти в 2 раза сократить сроки строительства и значительно (до 30%) снизить его стоимость. Хорошим примером ансамблей застройки магистрали с соблюдением одинаковой масштабности, высоты и общей композиции зданий служит архитектура проспекта Ленина в Волгограде. При планировке и застройке этого проспекта, как и всего города, было внимательно учтено все ценное из опыта мирового градостроительства, включая русский опыт начала XIX в. по созданию системы ансамблей в Петербурге, а также современный зарубежный.

Одной из важных особенностей советского градостроительства послевоенного периода является значительное повышение культуры благоустройства и озеленения городских магистралей и жилых районов в крупных городах, стремление создать ансамблевую застройку площадей с применением архитектуры малых форм и монументальной скульптуры, выполненной в классических традициях, с большой заботой как о содержании, так и форме монументов.

Очень важная плодотворная работа проделана в развитии ленинского плана монументальной пропаганды при восстановлении Волгограда. Замечательные и продуманно расставленные памятники героям Великой Отечественной войны и скульптуры, образно выражающие гуманистическую идеологию социалистического общества, органично вошли в ансамбль этого города-героя, как это видно, в частности, на рис. 3, б. При этом эстетическая сторона скульптуры раскрывается полнее, усиливается в том случае, когда на соответствующем художественном уровне благоустроена прилегающая территория с использованием красиво обработанных фонтанов и других малых форм архитектуры. Большое значение для увеличения масштабов и темпов жилищного строительства имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» от 31 июля 1957 г. В нем была намечена программа дальнейшего развития жилищного строительства на базе широкого использования современных достижений науки и техники. С этого периода начинается массовое строительство жилых зданий из крупноразмерных элементов — панелей и блоков.

Рис. 4. Аллея Героев в Волгограде. На первом плане фонтан «Дружба»

Новым интересным композиционным приемом в архитектуре современных крупнопанельных зданий следует считать тактичное введение в композицию их фасадов элементов национального декора, что особенно удачно делают архитекторы Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик.

Характерный для жилья облик получили многоэтажные жилые здания из вибропрокатных панелей со спаренными балконами, построенные на проспекте Мира и в других районах Москвы. Параллельно с развитием этого прогрессивного направления с конца 1950 годов в советскую архитектуру начал проникать безликий низкохудожественный стиль, называемый обычно в капиталистических странах интернациональным. Характерными признаками этого художественно обедненного стиля являются геометрическая сухость фасадов, обилие остекленных плоскостей, «украшенных» сеткой металлических «раскладок».

Рис. 4. Новая застройка в Артеке. Спортивный корпус пионерского лагеря «Морской»

Примерами безликой, лишенной образной выразительности архитектуры служат композиции фасадов гостиницы «Националь» вблизи ансамбля Кремля, здания института «Гидропроект» на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве, а также павильона СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.). Признание и одобрение у советских людей находит архитектура тех зданий и комплексов, которая основана на развитии лучших композиционных приемов, заложенных школой Весниных и архитектором А. В. Щусевым, сочетавших новаторство с классическими и национальными традициями. К числу таких новаторских композиций зданий и комплексов относятся Кремлевский Дворец съездов, новая застройка международного пионерского лагеря «Артек», комплекс Академгородка под Новосибирском, Дворец пионеров и гостиница «Москва» в Киеве, здание СЭВ и 25-этажные пм пнистративные здания на проспекте Калинина в Москве, новый морской вокзал в Ленинграде, кафе «Неринга» в Вильнюсе и сотни других зданий общественного назначения, построенных в середине 1960 годов в республиканских и областных центрах нашей страны.

В празднично приподнятой и простой по композиции архитектуре спальных пионерских корпусов в Артеке архитекторы А. Полянский, Д. Витухин и другие показали пример художественно осмысленного и технически целесообразного использования стекла и железобетона в условиях гористой местности и теплого климата Крыма.

Крупным событием в истории советской архитектуры последних лет является возведение нового здания Кремлевского Дворца съездов.

Большая творческая трудность в данном случае заключалась в необходимости создания единого ансамбля, состоящего из уникальных памятников русской старины со вновь возводимым зданием Дворца съездов.

Дворец съездов, несмотря на большой объем и новые формы, не нарушил общей гармонии Кремлевского ансамбля, включающего в себя Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату, Большой Кремлевский дворец, здание Сената и Арсенал.

Весьма удачное само по себе объемное и цветовое решение этого здания с расположенным в нем зрительным залом на 6000 человек и огромной сценой. Композиция здания хотя и мало связана с архитектурой Кремля, но не выходит на головную площадь, не закрывает живописный ансамбль со стороны Моховой улицы и не давит своими внушительными размерами на окружающие здания.

Рис. 5. Дворец пионеров в Киеве. Общий вид главного корпуса осенью

Фасады дворца отличаются спокойным ритмом стройных пилонов, облицованных белым уральским мрамором, чередующихся с зеркальным остеклением больших оконных проемов. Устремленные вверх пилоны придают сооружению большую стройность, а обилие стекла создает, несмотря на громадный объем здания, впечатление легкости. Зрительно дворец воспринимается как величественное и вместе с тем простое по композиции здание, соответствующее его важной общественной функции.

Ценной особенностью архитектуры Дворца пионеров в Киеве является создание гармоничного ансамбля интерьеров с применением новейших отделочных и декоративных материалов. Художественным единством отделки и убранства помещений, их современным видом и простором отличаются также интерьеры аэровокзалов в Москве, Шереметьеве, Хабаровске и интерьеры новых ресторанов и кафе, построенных в Риге и Вильнюсе. Для последних характерно лаконичные и одновременно художественно богатое убранство в национальных декоративных традициях, тесно связанных с современностью.

Градостроительство. Развитие советского градостроительства за 50 лет Советской власти можно разделить на ряд этапов. В первый период, с 1929 по 1933 г., когда бурными темпами создавалась индустрия, строились тысячи предприятий, преобладало решение функциональных градостроительных задач, и жилой район служил как бы дополнением к промышленному комплексу. И это не было ошибкой градостроителей. Вследствие решения важнейшей экономической задачи — создания мощной базы социалистической индустрии — из напряженного государственного бюджета советское государство не могло ассигновать достаточно средств на строительство капитальных жилых зданий в сотнях новых городов, а также на высокий уровень благоустройства. Несмотря на эти трудности, именно в период первой пятилетки были заложены основные принципы социалистического градостроителсьтва — разработка идеи комплексно благоустроенных и хорошо озелененных промышленно-жилых районов впервые в истории мирового градостроительства со столь широким размахом.

Блестяще реализованы эти идеи на строительстве Днепрогэса и прилегающего города Запорожья, а также нескольких других благоустроенных комплексов. Более того, идея рационально спланированного жилого района, хорошо связанного с промышленным предприятием, была выдвинута гораздо раньше — в 1924 г. при разработке генплана рабочего поселка в Шатуре, когда страна только приступала к осуществлению ленинского плана электрификации России. До 1929 г. по этим же принципам были построены группы благоустроенных кварталов в Дангауэровке (Москва), поселок Арменикенд в Баку И улица Стачек в Ленинграде. Основой для развития советского градостроительства послужило принятое в 1925 г. историческое постановление XIV съезда ВКП(б)

проведении в жизнь ленинского курса на индустриализацию ° аны Строительство гигантов индустрии послужило источником С я градостроительства, главной целью которого являлось создание лучших условий труда на предприятиях и подготовка кадров. После успешного выполнения первого пятилетнего плана как по тпоительству промышленных предприятий, так и жилых поселков или новых районов при них, удовлетворивших первую острую потребность в жилищах (преимущественно в деревянных одно- и двухэтажных бараках), начался второй более высокий этап развития советского градостроительства. В этот период, охватывающий примерно 25 лет (с 1935 по 1960 г.), в основном развивались новые гуманные принципы градостроительства по созданию комплексно благоустроенных групп кварталов, чему способствовала созданная в годы первых пятилеток прочная база энергетики и строительной индустрии.

Еще в начальный период развития градостроительства в нашей стране наметилось два направления. Первое — реконструкция старых городов, в которых или по соседству с ними возникали новые, или расширялись старые промышленные предприятия, и второе — строительство новых городов там, где в районах мелких населенных пунктов возникали новые предприятия.

В годы первых пятилеток строительство новых городов протекало по всей территории Советского Союза. Значительно увеличилось число новых городов в союзных республиках, а в ряде таких, как Армянская, Азербайджанская, Киргизская, Таджикская, Туркменская и другие, их число составило от 2/з до 3Д от всего количества городов. Масштабы проведенной в этом направлении работы не были известны за всю историю человечества ни в какой стране. К наиболее распространенным типам городов в СССР относятся города, развивающиеся на промышленной основе. Размеры города при оптимальной и планировочной организации его согласно современным научным обоснованиям находятся в пределах от 50 до 350 тыс. человек, что по сравнению с мелкими поселениями обеспечивает лучшие условия для приложения труда и общественной деятельности, а также удобства проживания.

Для новых городов выбирались удобные территории, обеспеченные водой, лучшими санитарно-гигиеническими условиями и имеющие хорошее природное окружение.

Вся территория новых городов, как правило, подразделялась на три зоны — производственную, жилую и отдыха, имеющих между собой необходимую и удобную связь.

Одним из первых новых городов в нашей стране, начатых строительством в 1928 г. вместе с Днепровской гидроэлектростанцией им. В. И. Ленина, является Запорожье. В нем широкое применение нашла концентрированная застройка жилых районов, комплексное строительство и благоустройство с проведением больших работ по озеленению.

В 1930 г. на Урале было начато строительство города Магнитогорска, который к настоящему времени насчитывает около 365 тыс. жителей. Так же быстро и одновременно с Магнитогорском в Западной Сибири вырос Новокузнецк.

В 1932 г. началось строительство на берегу Амура в таежной местности города Комсомольска-иа-Амуре, в котором в настоящее время проживает более 200 тыс. человек.

В начале 30-х гадов в среде советских архитекторов существовало два основных взгляда на структуру новых городов, которые условно можно назвать урбанистским (от латинского urbis, что означает город) и дезурбанистским. Урбанисты считали, что население нового города должно жить в крупных домах-коммунах с обобществленным бытом; дезурбанисты же, исходя из правильных предпосылок, что чрезмерная концентрация застройки неизбежно ухудшит санитарно-гигиенические условия в городе, уходили в другую крайность, предлагая малую плотность застройки, характерную для деревень.

Исключительно большое влияние на развитие советского градостроительства оказали постановление ЦК ВКП(б) 1930 г. «О работе по перестройке быта», отклонившее предложения дезурбанистов и их противников, а особенно правительственное постановление о Генеральном плане реконструкции Москвы, принятое в 1935 г. В этом постановлении были четко сформулированы основные принципы советского градостроительства, по которым в дальнейшем начала вестись реконструкция сотен старых городов нашей страны.

В нем указывалось, в частности, что в Москве необходимо решительное упорядочение сети городских улиц, расширение и спрямление их, озеленение города, благоустройство набережных, площадей при сохранении рациональной исторически сложившейся структуры города. Вокруг Москвы в целях оздоровления микроклимата намечалось сохранить и расширить лесопарковую зону, которая могла бы служить хорошим местом отдыха горожан. Весьма важным было указание правительства на то, чтобы при реконструкции улиц и площадей были сохранены памятники зодчества и использованы приемы классического градостроитеш>ства в сочетании с новыми.

Руководствуясь этими принципами, советские градостроители успешно провели до войны на новых основах реконструкцию республиканских центров и многих областных городов. Кроме повышения общего уровня благоустройства, были созданы новые ансамбли в центрах городов и на важнейших магистралях. Вместе с тем при реконструкции старой застройки городов из-за больших экономических трудностей новые здания возводились лишь по красной линии улиц, тогда как в кварталах оставались старые малоудобные жилые дома, построенные до Октябрьской революции. Примером служит реконструкция улицы Горького в Мо-екве с новыми 8-этажными зданиями, с относительно сдержанным убранством красивых фасадов, отличающихся новизной композиций (архитектор А. Г. Мордвинов).

Имеете с тем этот прием, оправданный в довоенные и первые после-военные годы, когда экономические возможности государства на коренную реконструкцию городов были явно недостаточны, получил худшее продолжение в начале 50-х годов. Так называемая ширменная показная застройка магистралей зданиями, фасады которых украшались дорогим, несовременным и чуждым нашим национальным художественным вкусам декором, широко применявшаяся в крупных городах страны, не отвечает духу советского градостроительства. Однако и в этот период архитекторы настойчиво работали над созданием наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий жизни в кварталах (проветривание их, освещенность, озеленение междуквартальных пространств). Особенно отчетливо это реалистическое направление стало проявляться с середины 50-х годов, когда строительство городов начало вестись с учетом более совершенных планировочных схем жилых районов и прогрессивных форм индустриального строительства. По этим принципам проведено восстановление Волгограда, отличающегося высоким уровнем благоустройства и ансамблевой застройкой, а также восстановление Минска.

Возникшие в последние годы города имеют более совершенную структуру построения, основанную на улучшении системы культурно-бытового обслуживания населения и благоустройства кварталов. С этой целью площадь их была увеличена с 2 до 12 га и более; в комплекс застройки такого большого квартала стали входить детские сады, ясли, школы, продовольственные магазины, места для детских игр и тихого отдыха взрослых жителей. Следует подчеркнуть, что подобный состав культурно-бытовых зданий в одном квартале и принципы благоустройства, созданные советскими зодчими, неизвестны капиталистической практике градостроительства и невозможны там в полном комплексе из-за частной собственности на землю и особенно по самой природе капитализма в его погоне за голой прибылью.

Социалистические принципы градостроительства в первые послевоенные годы, кроме Волгограда, получили полное выражение в архитектурно-планировочном решении Юго-западного района Москвы. В практике застройки новых районов крупнейших советских городов, пожалуй, нет другого более удачного примера ансамблевого строительства с высоким уровнем благоустройства, верно избранным крупным масштабом и художественной цельностью, чем этот комплекс. Характерные признаки его — ритмичная упорядоченная застройка необычно широких и озелененных проспектов и улиц, планировка которых выполнена зодчими под руководством архитектора Мезенцева поистине с русским размахом, крупный масштаб 8- и 10-этажных жилых зданий с окраской фасадов теплыми яркими тонами (правда, несколько перегруженных барочным декором), наличие школьных и детских зданий в обширных хорошо озелененных внутриквартальных пространствах. Все это, с учетом видного почти отовсюду стройного высотного завершения МГУ, создает впечатление широты большого города, торжественности, мудрой упорядоченности и предусмотрительности градостроителей.

Рис. 6. Административные здания на проспекте им. Калинина в Москве. Вдали справа — высотная гостиница «Украина»

В архитектурно-планировочном решении этого крупнейшего района столицы можно видеть плодотворное развитие в современных условиях градостроительных принципов выдающихся зодчих, заложивших прекрасную ансамблевую застройку Петербурга.

Одним из доказательств верно намеченной ширины проспектов, характера их членения зелеными аллеями и высоты застройки служит тот факт, что современный транспорт, несмотря на интенсивный поток автомашин и троллейбусов, не занимает доминирующего положения на улицах этого района, как например, на сложившемся ранее Большом Садовом кольце, лишенном озеленения, — этот поток меньше беспокоит пешеходов на главных магистралях района, будучи отгорожен от тротуаров зелеными аллеями. С другой стороны, масштаб зданий на проспектах Юго-западного района не настолько велик, чтобы человек ощущал себя стесненно, как это невольно происходит, например, на Калининском проспекте, застроенном почти сплошной стеной 20—25-этажных зданпй (рис. 6).

Опыт застройки центральной части Юго-западного района Москвы в сравнении с другими новыми районами, спланированными без четкой системы, убедительно опровергает взгляд, по которому советское градостроительство отличается преимущественно якобы только высоким уровнем коммунального благоустройства. Односторонние решения утилитарных вопросов не в состоянии решить полноценно идейно-художественной проблемы архитектуры. К интересным примерам градостроительной практики в нашей стране относится зонирование территории города Ангарска. Территории жилой застройки и промышленного района разделены девственным массивом тайги, причем первая располагается на возвышенном берегу Китоя, а вторая — на низком непригодном для жилищного строительства берегу Ангары. Хвойные леса с превращением их в общественные парки были сохранены в общей структуре города и его микрорайонов.

Наиболее ярко новые принципы градостроительства проявлены в архитектуре Академгородка, построенного в 25 км от Новосибирска. Участок, выбранный для строительства, расположен в сосновом лесу па берегу Обского водохранилища. Город разделен на две зоны — научно-исследовательских институтов и жилую, при выборе которых большое внимание уделялось возможности сохранения зеленых массивов. Жилая застройка расположена на более высоких отметках в лесном окружении, занимающем около половины всей территории. В центре зоны расположен общественно-торговый Центр.

Зеленое окружение, разнообразная яркая окраска фасадов домов, сочетание разных по назначению и объемам зданий, наличие водохранилища придали всему городку большую архитектурную привлекательность.

В основу планировки города Нижнекамска, основанного в 1961 г. при химическом комплексе, были также заложены современные градостроительные принципы. Вся территория жилой застройки расчленена па ряд жилых районов, рассчитанных на 25—30 тыс. человек, причем эти районы связаны магистралями между собой и с основными предприятиями. Вся территория расположена на .гбсоком берегу реки и окружена зелеными массивами. Большие работы ведутся в области планировки и застройки городов в различных климатических поясах, в зависимости от особенностей климата и других условий. С учетом этих важных требований ведется, в частности, застройка новейших городов Мирного в Якутии, Сумгаита в Азербайджане, Шевченко в Казахской ССР и Навои в Узбекистане. При этом успешно решаются художественные проблемы застройки кварталов в условиях крупнопанельного домостроения.

Рис. 7. Микрорайон «Жирмунай» в Вильнюсе. Благоустройство территории детских учреждений

Значительное внимание по-прежнему уделяется в нашей стране реконструкции старых городов. Важной задачей при этом является сохранение всей ценной застройки как в функциональном, так и в архитектурном отношении с перестройкой элементов города, не отвечающих новым потребностям, в особенности гигиеническим и транспортным. С этими целями производится разуплотнение городов, сносятся ветхие постройки, возводятся все необходимые здания культурно-бытового обслуживания, прокладываются канализационные и газовые сети и т. п.

Проведенный в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции смотр творческих достижений современного советского зодчества за последние годы выявил многие прогрессивные тенденции в области создания крупных градостроительных г шваний, новых архитектурных решений жилых и общественных зданий, промышленных объектов из крупноразмерных элемен-

Государственную премию за 1968 г. получило градостроительное (мнение жилого микрорайона Жирмунай в Вильнюсе (архитекторы Б. Б. Касперавичене и Б. Л. Круминис, инженеры В. В. Зубрус и III. И. Любецкис), в котором хорошо решены функциональные и экономичные требования. Особенность этого района — художест-венное разнообразие группировки зданий, создающее живописный ансамбль, и исключительная забота об удобствах жителей.

Большая заслуга в этом принадлежит как автору проекта планировки микрорайона архитектору Б. Б. Касперавичене, так и руководителю строительства заслуженному строителю Литовской ССР инженеру Ш. И. Любецкису, обеспечившему выполнение полного комплекса благоустройства кварталов с высоким качеством работ, в том числе изготовление малых форм архитектуры. Успех был достигнут также благодаря тесной связи проектировщиков с предприятиями строительной промышленности, которые изготовляли не только типовые, но и серийные детали, обеспечив большую вариантность композиций типовых зданий.

Премиями Союза архитекторов отмечены ленинградские зодчие за создание в Ленинграде на Новоизмайловском проспекте жилого ансамбля, образуемого 12-этажными домами, отличающегося удачной архитектурной композицией, а также планировкой самих домов, первые этажи которых используются для культурно-бытовых учреждений.

В последние годы приступили к решению большой творческой задачи — реконструкции центральных районов столицы — градостроители Москвы. Наряду с тактичным вписыванием новых многоэтажных зданий в художественную ткань исторической застройки здесь имеются примеры спорных градостроительных приемов — преувеличение масштаба новых зданий в окружении 4—5-этажной застройки, а главное — нежелание считаться с верно найденным масштабом семи высотных зданий, спор с ними, как это видно по новой застройке проспекта им. Калинина (см. рис. 67), хотя архитектура административных корпусов представляет несомненный интерес своей выразительностью при лаконизме их композиции и мастерским использованием художественных качеств новых отделочных материалов. Не найдены для участка в Зарядье масштаб и абсолютные размеры объема гостиницы «Россия», западная часть которой, примыкая к Красной площади, загораживает прекрасную панораму Кремля со стороны Устинского моста. Эти примеры, а также постройка в разных районах Москвы типовых двухэтажных парикмахерских из стекла и металла, не связывающихся с соседними кирпичными зданиями, даже как бы намеренно противопоставленных им, говорят о том, насколько важно не только для архитекторов, но и инженеров городского строительства осмотрительнее подходить к проектам реконструкции. Большой заботой о создании комплексных ансамблей жилых районов, высокохудожественных по облику и удобных в отношении коммунального обслуживания населения, проникнута работа градостроителей Минска. Одним из примеров этому может служить застройка улицы Толбухина крупнопанельными жилыми зданиями, которые отличаются удобствами, красивым обликом и хорошим качеством отделки (рис. 8).

Рис. 8. Крупнопанельные жилые дома и предприятия обслуживания на ул. Толбухина в Минске

К числу значительных архитектурных комплексов, построенных в последние годы, относятся также Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС под Волгоградом, Дворец пионеров в Москве, Дворец искусств в Ташкенте, отличающийся легкими современными формами, подмосковный пансионат «Лесные дали». В лучших архитектурных сооружениях последних лет, как отмечалось выше, творчески развиваются новаторские принципы, заложенные в годы первых пятилеток, развитых позже Л. В. Рудневым, А. Г. Мордвиновым, А. А. Мндоянцем и другими мастерами советской архитектуры, создающими новые по форме композиции зданий из сборного железобетона, стекла, пластмасс и других новейших строительных материалов с учетом национальных художественных традиций.

В будущем следует считать наиболее перспективным создание в новых городах и на окраинах крупных жилых районов и микрорайонов с увеличением их территории и количества жителей. Застройка этих районов в крупных городах будет вестись преимущественно 9 — 16-этажными жилыми домами в сочетании с малоэтажными зданиями культурно-бытового обслуживания (торговые центры, кинотеатры, детские учреждения и школы). Высокая этажность жилых домов позволит создать большие разрывы между зданиями, используемые для озеленения, размещения водных бассейнов, спортивных площадок и зон тихого отдыха (рис. 9). Все это открывает возможность создать наилучшие условия для жителей городов, сочетать преимущества городского благоустройства со здоровым микроклиматом, свойственным для лесных массивов.

Рис. 9. Застройка микрорайона города зданиями различной этажности

Здания различной высоты и протяженности в сочетании с озеленением позволяют обогатить архитектурную композицию жилых комплексов, разнообразить их силуэт, придать индивидуальный облик районам.

Особый интерес в новейшем опыте советского градостроительства представляют ценные идеи, заложенные в новом генеральном плане Ленинграда, утвержденном в 1966 г., а также архитектура ряда комплексов и крупных общественных зданий, построенных в последние годы.

Характерными чертами нового генерального плана города является, прежде всего, свойственная ему система прямоугольной планировки улиц и кварталов, а также обеспечение лучшей связи города — практической и художественной — с морем. Не менее Ценны бережное сохранение в плане, выдающихся архитектурных ансамблей в центре города, особенно на Адмиралтейской стороне, и необходимый для многомиллионного города крупный градостроительный масштаб застройки новых районов и магистралей.

Пересечение улиц преимущественно под прямыми углами, значительно облегчающее транспортные связи и ориентировку жителей в новых районах, позволит привести застройку в стройную художественную систему, что облегчается при периметральном расположении зданий в прямоугольных кварталах.

Как видно по многочисленным примерам прошлого и современного градостроительства, внешне живописная и естественная на горном рельефе «свободная» застройка чаще всего создает впечатление нарочитости и даже хаоса в равнинной местности, тогда как традиционная, с ритмическим чередованием разрывов и отступов от красной линии обеспечивает ту упорядоченность и размеренность, которой отличаются регулярно спланированные европейские города от старых азиатских.

Ленинград расширяется по глубоко обоснованной схеме. На берегу Финского залива запроектирован крупный Приморский район с морским вокзалом в центре из композиционно легких и в основном протяженных зданий, перемежающихся со зданиями башенного тина.

Большим достоинство^ нового генерального плана Ленинграда является бережное лтаошение к законченной ансамблевой застройке центральной части города, объявленной охранной зоной. В целом новый генеральный план города на Неве содержит целый ряд прогрессивных принципов, творческое претворение в жизнь которых обещает сделать город чудесных ансамблей еще более красивым.

Замечательной чертой лучших общественных зданий и комплексов, построенных в последние годы, являются новые приемы включения в их архитектурную композицию реалистической скульптуры, мозаичных панно и других средств монументального искусства. Этот опыт применения синтеза искусств значительно усиливает идейно-художественное звучание архитектуры, что особепно ярко выявилось в павильоне СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, обещает новый, качественно более значительный этап в развитии советского зодчества.

Отрадно то, что синтез искусств создается не по традиционным схемам ренессанса или классицизма, а по-новому, с глубоким художественным осмыслением композиционных возможностей новых конструкций, строительных и декоративных материалов, т. е. с использованием достижений строительной индустрии и с учетом не только художественных вкусов проектировщиков, но прежде всего запросов самих жителей.

Советская архитектурно-строительная наука и практика нашли достойпое признание и большое распространение за пределами нашей страны. В 35 странах мира по советским проектам и с помощью наших специалистов в настоящее время сооружается более 600 крупных промышленных предприятий. В ближайшие годы при техническом содействии Советского Союза в развивающихся странах предполагается возвести еще около 400 различных промышленных предприятий и большое число объектов научно-культурного назначения.

Это одно из ярких доказательств правильности того пути, по которому сейчас развивается архитектура нашей Родины — первой страны социализма.

В приветствии Четвертому съезду советских архитекторов, состоявшемуся в конце октября 1965 г., ЦК КПСС и Совет Министров СССР следующим образом определили задачи градостроителей в современных условиях:

«Зодчие призваны создавать выразительные архитектурные ансамбли жилых районов на основе… разнообразных планировочных решений, использования лучших национальных традиций зодчества народов нашей страны. Следует повысить художественно-идеологическое значение архитектуры, уделять большое внимание вопросам синтеза архитектуры и изобразительного искусства, что будет способствовать усилению идейно-воспи-тательпой роли архитектуры в жизни народа». Таким образом, в современных условиях перехода от социализма к коммунизму вопрос об использовании и развитии национальных традиций в архитектуре не снимается с повестки дня, а ставится с новой остротой, поскольку советская социалистическая культура и искусство — не есть нечто обезличенное, а сумма ярких соцветий национальных культур.



Читать далее:
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв