ГлавнаяСтатьи

Архитектура первой половины XVIII в

В XVII в. и первой половине XVIII в. в европейской архитектуре широкое развитие получил стиль барокко. Возникновение этого стиля обусловливалось историческими и экономическими переменами. Усиление абсолютистской власти, стремление закрепить ее авторитет внешними показными средствами, возникновение реформации и кризиса папства наложили свой отпечаток и на художественный стиль этого времени.

Характерными особенностями стиля барокко являются сложные, криволинейные, изогнутые формы планов и фасадов зданий; широкое использование скульптурных и архитектурно-декоративных форм для их внутреннего и внешнего украшения, наличие кар-тушей на фасадах.

Из-за стремления создать повышенный архитектурный эффект архитекторы барокко часто не считались с конструктивными особенностями зданий, и внутренняя структура построек обычно не соответствовала их внешнему оформлению.

Скульптура, обильно используемая на фасадах и крышах, обычно не находила гармонического сочетания с архитектурой, указывая лишь на богатство обитателя дворца.

Для внутренней отделки барочных зданий широко применялись яркие цветные облицовочные материалы, полихромные и белые мраморы, позолота, бронза в сочетании с красным и синим фоном.

Большое развитие стиль барокко получил в Италии, особенно в строительстве культовых зданий. Распространение этого пышного декоративного стиля во многом объясняется стремлением католического духовенства привлечь внимание всего населения к церквам, поразить воображение прихожан необычно торжественным миром божественной, неземной красоты церковных интерьеров, отвлечь внимание посетителей от мирских забот и помыслов. В этих целях духовенство шло на самые большие затраты на украшение соборов и даже малых церквей.

Характерным примером зданий эпохи зрелого барокко является построенная в Риме в середине XVII в. архитектором Барромини церковь Сан-Карло у четырех фонтанов. Фасад церкви насыщен сложным по форме глубоко рельефным архитектурным и скульптурным декором. Наличие в центральном поле выгнутой наружу линии антаблемента и вогнутых внутрь боковых полей, создает впечатление нарочитости и выспренности.

Примером барочной архитектуры второй половины XVII в. служит церковь Джезу в Риме в объемно-пространственной композиции которой видна нарочитая запутанность. Несущие стены сооружения и их архитектурные формы не имеют ясных и четких построений, причем эти нарушения делаются сознательно — с целью создания неожиданных художественных эффектов. Вместе с тем барочная архитектура имела такие несомненные достижения, как большая художественная выразительность, торжественность, создаваемая согласованностью пластических декоративных средств.

Внешняя отделка дворцовых сооружений итальянского барокко имела более умеренный характер. В них получили дальнейшее декоративное развитие композиции палаццо периода Возрождения.

Архитектура французского барокко отличается большей простотой и сдержанностью внешпего облика зданий, приближающихся к классике, но с чрезмерно дорогой внутренней отделкой. Примером может служить Версальский дворец, построенный в конце XVII в. архитекторами JI. Лево и Ж. А. Мансаром. Плоскости фасадов главного второго этажа оформлены ионической колоннадой, а третий меньший этаж трактован как аттик. Композиция фасада построена на гармонично четких членениях объемов с ордерным декором. Барочный характер фасадам придают однако жестикулирующие скульптуры и особенно картуши на военные темы — так называемые арматуры, расположенные на крыше выше парапета.

Интерьеры дворца в Версале служат характерным примером французского барокко. Для отделки помещений нашли широкое применение различные декоративные панно, цветной мрамор, позолоченные бронзовые детали, аллегорическая живопись усложненной композиции в обрамлении лепных рам.

В первой половине XVIII в. во Франции зародился более декоративный, чем барокко, стиль рококо, оказавший большое влияние на архитектуру ряда других европейских стран. Этот стиль применялся в основном для декоративного убранства залов и комнат аристократических особняков.

Упадок абсолютизма привел к поискам новой обстановки для времяпрепровождения аристократии. Особняки, как правило, начали строиться в глубине дворов, с отделением высокой оградой от улиц. Высота их обычно не превышала двух этажей. Комнаты имели небольшие размеры, с анфиладным расположением и компоновкой, соответствующей прямоугольному или П-образному плану. Отдельные комнаты имели характерные для барокко овальные очертания или закругленные углы.

В интерьере вместо тяжелых и массивных форм барокко, непригодных для обработки небольших комнат, применялись легкие лепные орнаменты, оплетавшие по контуру ритмически чередующиеся поля стен, заполненные иногда зеркалами, иллюзорно расширявшими объем небольших помещений.

Тематикой орнамента служили букеты цветов, акантовый лист, гирлянды, облака, волюты, а иногда мотивы китайского искусства.

Рококо — этот стиль аристократических салонов, явился последней стадией барокко, после чего он сменился новым стилем классицизма.

В это же время велось строительство небольших парковых павильонов для знати. Фасады таких зданий решались простыми средствами в стиле классицизма, чаще всего с обработкой стен скромными наличниками окон и неглубокой горизонтальной (французской) рустовкой.

Русская архитектура. Реформы Петра I глубоко затронули все стороны жизни Русского государства. Боярские палаты и хоромы уже не могли удовлетворять потребностям общественной жизни новой могущественной России.

Влияние ренессанса и распространение просвещения сблизило Россию с западной культурой, и она внесла большой вклад в развитие градостроительства и архитектуры классицизма.

Громадное значение для создания русской архитектуры XVIII в. имело строительство города Санкт-Петербурга (1703 г.).

Автором первого проекта застройки Петербурга на Васильевском острове был Леблон (1717 г.), не учитывавший развития левобережной части города. Поэтому получил осуществление проект архитекторов Еропкина, Коробова и Земцова, относящийся в 1736 г., когда после большого пожара началась интенсивная застройка города, особенно его левобережной части.

В отличие от плана Леблона в этом проекте гораздо полнее использовались более благоприятные условия для застройки левого берега Невы. Существовавшая дорога от Адмиралтейства к Александро-Невской лавре была дополнена еще двумя лучами с образованием, кроме Невского проспекта, Гороховой улицы Вознесенского проспекта (см. рис. 47, а). Перпендикулярно к ним были проложены кольцевые дороги, направленные вдоль криволинейных рукавов Невы, Мойки и Фонтанки, что привело к образованию лучеобразной системы планировки города.

В отличие от плана Версаля, где крайние короткие лучи, направленные к зданию дворца, не имеют поперечных связей, лучи Петербурга получили большую протяженность и соединены между собой системой перпендикулярных улиц. Вся трехрадиальная лучевая система Петербурга охватила значительную часть плана города, став основой его композиций.

Для осуществления этих грандиозных задач Петр I пригласил из Франции и Италии лучших архитекторов, с целью проектировать и руководить строительством городов. Одновременно восемь одаренных юношей были посланы изучать архитектуру Италии и Голландии. Одним из первых, кто получил архитектурное образование от иностранцев в Петербурге, и стал крупный архитектор М. Г. Земцов. Он был строителем Аничкова дворца в Петербурге, дворца в Ревеле, большого количества парковых павильонов, участвовал в строительстве колокольни Петропавловской крепости, Александро-Невской лавры.

В этот период в русскую архитектуру вошли элементы западных стилей Возрождения и барокко, которые в сочетании с русской архитектурой XVII в. создали своеобразное направление в зодчестве петровской эпохи. Отличительными чертами его являются своеобразная выразительность (например, здание Кунсткамеры и Летний дворец), рациональность и сдержанность в применении декоративных средств.

После смерти Петра I широкая градостроительная деятельность прекратилась на десятилетия, в дворцовую архитектуру начали проникать декоративное начало, показной блеск, характерный для позднего барокко.

Крупным деятелем этого направления был В. В. Растрелли. Особенностью его творчества было желание создать своими сооружениями впечатление необъятного богатства их владельцев и тем самым возвеличить их. В зданиях, возводимых В. Растрелли, ярко крашенные стены обычно декорировались богато оформленными окнами, фасады украшались многочисленными спаренными колоннами и картушами с замысловатыми причудливыми масками и орнаментами.

К сооружениям Растрелли относятся Зимний дворец, многие церкви и собор в Петербурге, Андреевский собор в Киеве. Среди дворцовых памятников этого стиля особое место занимают Зимний дворец и Большой царскосельский дворец в Пушкине, фасады которых были обработаны с невиданным до того времени в России декоративным блеском. Следует отметить, что в композиции фасадов Зимнего дворца и Андреевского собора заметно влияние классического стиля, утверждавшегося в тот период в странах Западной Европы. Надо иметь в виду также, что интерьеры Зимнего дворца были созданы после пожара 1837 г. выдающимся зодчим Стасовым, а ранее Кваренги.

Декоративные приемы В. Растрелли оказали влияние на московское зодчество середины XVIII в. Его последователем в какой-то мере был выдающийся архитектор Д. В. Ухтомский — глава и основатель московской школы архитекторов.

К лучшим произведениям Ухтомского относятся Красные ворота (1753 г.), выполненные из камня взамен деревянных; Кузнецкий мост через реку Неглинную (1759 г.); церковь Никиты Мученика на Старой Басманной (1851 г.). Особую художественную ценность представляет колокольня Троице-Сергиевской лавры, в которой многоярусная композиция прекрасно сочетается с богатством декоративного убранства, средствами для которого служили прекрасных пропорций колонны, вазы и др.

Д. В. Ухтомский был не только талантливым архитектором, но и хорошим педагогом. В 1749 г. им была основана в Москве архитектурная школа, оказавшая значительное влияние на развитие русской архитектуры второй половины XVIII в. В число выдающихся учеников этой школы входили основоположники русского классицизма В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. В античном классическом наследии они увидели родственные черты русским памятникам зодчества с присущей им строгостью, простотой, красотой внешнего облика.

Наряду с Еропкиным, Земцовым, Растрелли и Ухтомским большой вклад в русскую архитектуру середины XVIII в. внесли И. В. Коробов, построивший здание Адмиралтейства с деревянным шпилем, И. Ф. Мичурин, составивший генеральный план Москвы, и С. И. Че-вакинский, по проекту которого в 1750-х годах был возведен военно-морской собор в Петербурге в сдержанных формах русского барокко.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв