ГлавнаяСтатьи

Архитектура и градостроительство капиталистического общества

Со второй половины XIX в., в период бурного развития капитализма, появилось много новых типов зданий в связи с новыми социальными потребностями. Это — многоэтажные жилые дома доходного типа, промышленные здания, универсальные магазины, здания банков, вокзалов, столовых, депо и т. и.

В композиции и художественной отделке этих зданий использовались чаще всего механически элементы стилей прошлых эпох. Так возникла архитектура эклектизма. Объясняется это, в первую очередь, безразличием основных заказчиков — капиталистов — к идейной направленности архитектуры: главной целью строительства зданий стала лишь экономическая выгода, доходность предприятия. Эклектизм начал проявляться в Западных странах с 1830—1840 годов, а в России с середины XIX в. Характерной особенностью эклектики является смешение различных архитектурных форм в одних и тех же сооружениях. Для «украшения» зданий заимствовались декоративные мотивы готики, ренессанса, барокко, рококо, а в России — деревянного русского зодчества в каменных зданиях. При этом внешняя композиция обычно не отражала плановых решений зданий, которые неплохо удовлетворяли функциональным требованиям новой эпохи. В начале XIX в. в конструкциях широко начали применять чугун и железо, из которых выполнялись стойки-колонны, перекрытия, опила, а с 1860 годов в строительстве началось использование бетона и железобетона.

Новые конструкции, основанные на применении современных строительных материалов, не нашли художественного осмысления при создании новых композиционных зданий, органическая связь между тремя сторонами архитектуры — функциональной, конструктивной и художественной — была нарушена. Среди стилей, распространенных в период 1830—1840 гг. в европейском строительстве, широко использовались так называемые неогреческий, помпейский и мавританский. Помпейский стиль применялся для внутренней отделки зданий с подражанием помпей-ским росписям и фрескам.

Широко распространен был также псевдоготический стиль, в котором находили сочетания мотивы французской, немецкой и английской готики. В убранстве интерьеров появились характерные для готики обрамления окон и дверей в форме стрельчатых арок, плафоны, покрытые криволинейными тягами, и пр. В России наряду с мотивами, пришедшими из Западной Европы, с 1830 годов начал проявляться интерес к древнерусскому зодчеству и мотивам византийской архитектуры, приведший к ложнорусскому стилю. Причиной, вызвавшей распространение этого стиля, послужило одобрение царем Николаем I проекта церкви в русско-византийском духе. После этого в массовом порядке в таком стиле начали строиться не только церкви, но и общественные здания, дома и пр. Модное направление вызвало появление на улицах городов домов в стиле ропет с украшениями как бы из резного дерева, а в самом деле выполненных в штукатурке в виде полотенцев, петухов, кувшинов, кокошников и пр. Одним из примеров удачного использования традиций древнерусского и средневекового зодчества, может служить композиция Большого кремлевского дворца, построенного в 1848—1850 гг. по проекту архитектора К. А. Тона (рис. 1). Несмотря на стилизованные формы окон с гирьками и чуждое русской архитектуре барочное завершение дворца, это здание поставлено в ансамбле Московского кремля с большим тактом. Оно не загораживает соборов и эффектно завершает панораму кремля со стороны Большого Каменного моста.

Во второй половине XIX в. во внешнем убранстве зданий и для внутренней отделки начинают использоваться архитектурные формы барокко.

В застройке городов основное место в этот период занимали многоэтажные жилые доходные дома, фасады которых имели пеструю эклектическую обработку с использованием разных стилей. Балконы, лоджии, эркеры, а также декоративные башенки на углах зданий, ставшие модными в конце XIX в., не могли создать цельных композиций зданий, и это внешнее декоративное понимание архитектуры не могло привести к созданию нового стиля в капиталистической архитектуре. Особенно сильно эклектика проявилась в архитектуре США. Примером художественной неполноценности американской архитектуры того времени служат небоскребы, построенные в Чикаго и Нью-Йорке. Восхищая людей дерзким полетом инженерной мысли, блестящим строительным мастерством, эти высотные сооружения одновременно поражают бедностью художественной фантазии, откровенным утилитаризмом (рис. 2).

Рис. 1. Панорама Московского кремля. В центре Большой Кремлевский дворец

Творческие задачи при этом решались односторонне — побить лишь рекорд высоты и сэкономить на стоимости земельного участка. Любая попытка архитектора художественно обогатить композицию здания заказчиком-капиталистом отвергалась как недостойная внимания.

В 1890 годах в европейской архитектуре появилось новое течение, получившее название стиля модерн, который оказал определенное влияние на развитие архитектуры.

Ценным в этом течении было стремление создавать функционально более оправданное расположение помещений с использованием при этом новых строительных и облицовочных материалов. Однако решение функциональных вопросов было односторонним, без внимания к общей композиции.

Широкое применение в отделке стен находит облицовочный и глазурованный кирпич (белый, зеленый, синий), мозаика из смальты и поливной керамики и т. д.

Рис. 2. Группа небоскребов в Нью-Йорке

В обработку фасадов вводили большие поверхности стекла, отвечающие функциям новых крупных зданий. Размещение окон и дверей имело разнообразный характер.

Плоскости стен снаружи и внутри зданий покрывались рисунками, в которых преобладали тянутые, изгибающиеся «обтекаемые» линии. В орнаментах преобладали стилизованные изображения морских и болотных растений — водоросли, а также женские головы с распущенными, вьющимися волосами, различные геометрические построения и пр.

Примером архитектуры модерн могут служить здания театров МХАТ и им. Ленинского комсомола в Москве и многочисленные крупные особняки, построенные в начале XX в., отличающиеся большими размерами окон, облицовкой глазурованным кирпичом или бетонной штукатуркой стен с цветными вставками или лепным орнаментом.

Архитекторы-модернисты широко использовали металл, а также новые строительные материалы — бетон и железобетон. Конструктивные элементы и детали зданий, выполнявшиеся из металла, нередко использовались в качестве композиционных средств. Так, металлические конструкции перекрытий крупных зданий, переплеты витражей превращались в стилизованный модернистский орнамент.

Рис. 3. Дом на ул. А. Толстого в Москве

В архитектуре русского модерна нередко использовались элементы декоративных стилей, чаще всего стиль барокко для создания усложненных орнаментальных построений. Подобное объединение модерна с барокко ярко выражено в архитектуре Дома книги на Невском проспекте в Ленинграде. Характерные признаки модерна содержатся в композиции асимметричных фасадов и в тяжеловесной и чрезмерно дорогой внутренней отделке особняка на ул. Толстого в Москве (рис. 3), построенного архитектором Ф. О. Шехтелем в начале XX в.

К примерам модернистской переработки древнерусских архитектурных форм относится Ярославский вокзал в Москве. В поздней стадии развития стиля модерн зодчие стали выдвигать на первый плап конструктивные основы архитектуры, в пей появляются признаки нового направления — конструктивизма. После первой мировой войны в различных странах стал складываться новый предельно экономичный стиль — конструктивизм, в котором совершенные инженерные конструкции были признаны

главным показателем эстетических качеств сооружений. Материальной базой для его развития послужило широкое распространение бетона, железобетона, стекла.

Массивные кирпичные несущие конструкции заменялись более легкими, но не менее прочными железобетонными колоннами, деревянные элементы зданий уступали место железобетонным, открылась возможность устройства перекрытий для больших залов. Широко начали применяться каркасные конструкции зданий, плоские крыши, сплошное остекление больших поверхностей стен. В условиях развивающегося капитализма возникла необходимость строительства значительных по размерам конторских зданий, крупных универмагов, вокзалов, гостиниц и пр. В Америке еще в конце XIX в. появились высотные дома — небоскребы в несколько десятков этажей с их жесткими художественно не обработанными формами.

Облик сооружений 30-х годов XX в. в своей основе имеет конструктивно-геометрические начала — сочетание простых геометрических форм. Развитие архитектуры на Западе мыслилось только в одном направлении — в области исканий новых конструктивных форм и с воинствующим отрицанием худоясественного наследия прошлого. Вследствие этого облик большинства капиталистических городов лишен сколько-нибудь значительных признаков красоты, тем более что контрасты социально-бытового порядка не способствуют созданию единства в архитектурном организме города. Частная собственность на землю и стремление к удовлетворению экстравагантных вкусов богатейших застройщиков не позволяют полноценно решать основные проблемы градостроительства. В архитектуре стран Запада особенно в последние десятилетия превалируют формальные начала, служащие рекламе. В этих цЧелях архитекторы стремятся создать внешпе эффектные, необычные по своей композиции и облику сооружения, зачастую дисгармонирующие с окружающей застройкой.

Так постепенно утрачивалось значение ансамбля улицы и всего города. Красота дома оценивается в основном по новизне отделочных материалов его фасадов и высоте сооружений. Вывески торговых предприятий, цветная реклама стали закрывать малопривлекательную архитектуру фасадов.

В стихийной застройке городов, связанной с ростом их населения, рабочие кварталы превращались в своеобразные «каменные мешки». Резко выражен контраст между хорошо благоустроенными центрами города, заселяемыми зажиточной частью населения, и рабочими окраинами, где ютился неимущий люд. В обстановке общего упадка в архитектуре в период с 1900 по 1917 г. отдельные русские архитекторы стремились к творческой переработке древнерусского зодчества и русского классицизма. Так появилось новое направление архитектуры — неоклассицизм.

К передовым русским архитекторам, начавшим свою деятельность в XX в., относились А. В. Щусев, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. И. Таманян и братья А. В. и JI. В. Веснины. Великая Октябрьская революция, открывшая новую эру в истории развития человечества, поставила свои грандиозные задачи и перед архитектурой будущего.

В архитектуре капиталистических стран послевоенного периода можно условно различать три основных направления: новаторское, конструктивизм и разные виды формализма.

Значительная часть западных и японских архитекторов настойчиво работает над созданием новых красивых форм зданий из современных конструкций и материалов, исходя из общих художественных закономерностей.

Особый интерес представляет творчество итальянского инженера Пьера Луиджи Нерви, применяющего в сооружениях легкие перекрытия пластичной формы из сборных армоцементных скорлуп (толщиной в 2—4 см). Такова конструкция Малого дворца спорта в Риме, построенного Нерви в 1960 г. для Олимпийских игр. Широко распространенным на Западе остается конструктивистское направление в архитектуре. Занимаясь главным образом интерьерами зданий, функциональной стороной, конструктивисты чаще всего механически используют инженерные схемы зданий, а часть зодчих сознательно придает фасадам формы современных машин. Все, созданное даже десятилетия назад, в целях расчистки путей конструктивистской архитектуре часто объявляется архаичным. Одним из видных пропагандистов механических форм в архитектуре был французский архитектор Ле Корбюзье, в 1925 г. выдвинувший формулу: «Дом — это машина для жилья», вполне отвечающую сугубо прозаическим взглядам капиталистов на вещи. Постройки Корбюзье, отличающиеся экономичностью и художественно абстрактностью форм, нашли большое признание у буржуазии. Положительным в творчестве Корбюзье является активное внедрение в гражданскую архитектуру железобетона, стремление приспособить крупные здания к тесной планировке европейских городов, сложившейся в расчете на конный транспорт. Однако архитектурные композиции большинства зданий Корбюзье либо формалистичны, либо предельно упрощены. Так, композиция дома-коммуны, построенного в 1953 г. в Марселе (рис. 4, а), отличается сухой геометричностью форм с характерными для конструктивизма полосами сплошного остекления. Пытаясь художественно оживить, сделать более живописной конструктивистскую архитектуру, представители этого направления нередко эффектно «обыгрывают» такие второстепенные элементы зданий, как лестничные клетки и практически не используемые наружные лестницы (рис. 4, б).

Для нового формалистического направления, ярко проявившегося в капиталистической архитектуре в последние 10—15 лет, характерны сознательная огрубленность архитектурных форм, их архаизация «под каменный век», а также нарочито произвольное положение вертикальных несущих конструкций, наличие тяжелых, чудом держащихся «висячих элементов», что создает впечатление беспорядочной нагроможденности, тектонического алогизма. При этом необоснованный отход от проверенных столетиями рациональных конструктивных и художественных схем зданий обычно прикрывается словами о новаторстве и необходимости «революционных» преобразований в архитектуре, борьбой против догматизма в эстетике.

Рис. 4 б. Здание ЮНЕСКО в Париже. Фрагмент фасада

Градостроительство. Развитие капитализма наложило свой неизгладимый отпечаток на архитектурный облик городов. Новый способ производства, писал Энгельс,— необыкновенно увеличивающий продуктивность труда, характеризуемый противоречием между организацией производства в отдельных предприятиях и общей анархией производства, отражается и в строительстве производственных предприятий и населенных пунктов. Они хаотически нагромождаются и создают глубочайшие диспропорции в устаревшей феодальной структуре населенных мест *.

Новый способ производства материальных благ вызвал необходимость изменений в структуре размещения населенных пунктов и городов, а также и внутри их. В сложившихся старых городах появляются фабричные и заводские здапия, новые административные здания капиталистов, а для быстро растущего рабочего класса строятся новые кварталы с домами казарменного типа. В XIX столетии в силу указанных причин в новых районах и поселках преобладающее развитие получает уличная сеть с прямоугольными кварталами домов, обеспечивающая известные удобства для разбивки земельных участков и являющаяся экономически выгодной.

С технической точки зрения центральные районы города приобретают единое органическое целое — общий водопровод, уличное освещение, мостовые, канализацию.

Вместе с тем в строительстве крупных городов отсутствуют единые планы застройки. Интересы предпринимателей в вопросах градостроительства противоречивы, каждый владелец участка решает вопрос об его застройке с позиций собственных выгод. Характерным для этого периода является отсутствие перспективных представлений о факторах, влияющих на развитие города. В результате этого развитие автомобильного транспорта закупорило движение даже на главных улицах, вынудило производить слом и перенос зданий с целью расширения улиц, устраивать дорогие туннели и мосты для транспортных развязок и т. п. Таким образом, XX в. в области градостроительства явился сосредоточием разных противоречий, вызванных быстрым развитием новой техники.

Капиталистический город неуклонно стремится к расширению, причем новые жилые районы для трудящихся перемешиваются с сооружениями складов промышленных предприятий и транспортных территорий.

Родившиеся в последние годы теории о прогрессивности создания семейств городов с населением в десятки миллионов человек на первый взгляд представляются заманчивыми, поскольку в таких культурно-промышленных центрах людям обещается максимум удобств и широкие возможности для культурного отдыха. Однако при скоплении городского населения в нескольких пунктах страны невозможно уничтожить противоположность между городом и деревней, несмотря на развитие всех видов современного транспорта и создать нормальные санитарно-гигиенические условия в густо населенных районах городов.

Отсутствие полноценных ансамблей в североамериканских городах и чрезвычайно тяжелые санитарно-гигиенические условия жизни в них, наличие трущоб в негритянских кварталах убедительно показывают, что капитализм по своей природе и сути не в состоянии решать полноценно большие градостроительные проблемы.

Все это указывает на глубочайший кризис капиталистической системы, так как господствующий класс, не обладающий перспективной программой развития общества, естественно, не имеет возможности полноценно решить и проблему расселения людей. При капитализме градостроительные проблемы решаются крайне узко, исходя главным образом из экономической выгоды и процветания той или иной фирмы и монополии.

С другой стороны, вследствие милитаризации экономики, расходования средств в первую очередь на содержание всевозможных военных блоков, государственные ассигнования на коммунальные нужды крайне незначительны, и о рабочих районах в капиталистическом городе заботиться по существу некому. Вместе с тем в капиталистических странах трудится много архитекторов, искренне стремящихся направить архитектуру на удовлетворение потребностей трудящихся, предлагающих прогрессивные идеи комплексной застройки городов и их благоустройства с учетом градостроительного опыта в СССР и других социалистических странах. Однако в условиях господства частного капитала большинство этих ценных предложений и проектов не может быть претворено в жизнь.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв