ГлавнаяСтатьи

Архитектура древнего рима

Римская архитектура своим источником имела этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее) . В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая.

Рис. 1. Внутренний вид Пантеона

Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть их культуры. Таким образом, можно считать, что культура побежденных во многом стала культурой победителей. Крупные завоевания римлян в бассейне Средиземного моря и других территорий сделали их обладателями необычайных богатств. Римская империя периода расцвета в I—II вв. н. э. простиралась на тысячи километров, и в главном городе ее проживало до миллиона жителей. Это в значительной мере отразилось на масштабах строительства различных зданий, их типах и конструкциях. Наличие огромных масс рабов, а также организованное принудительное привлечение рабочей силы из провинций позволило римлянам широко поставить строительное дело. Римляне создали новые неизвестные ранее конструкции из искусственных монолитов, образованных из мелкого камня и раствора, и широко применяли разделение труда. Благодаря всему этому сложные архитектурные сооружения возводились в относительно короткие сроки, несмотря на простые строительные механизмы.

Новые условия социальной жизни, более широкие потребности рабовладельческой демократии с ее экономическими связями с соседними народами и их культурой способствовали созданию новых видов сооружений общественного и инженерного назначения. Форумы, термы, цирки, базилики, акведуки, мосты, дороги, гавани — это далеко не полный перечень гражданских зданий и инженерных сооружений, получивших свое начальное развитие в Риме. Успехи Древнего Рима в развитии культуры и строительного дела ярко отражены в архитектуре, которой римляне стремились придать особый блеск с целью убедить покоренные народы в своей высокой культуре и военном могуществе.

Римская архитектура представляет смешанное искусство: у этрус-сков римляне позаимствовали арочный свод, у греков — ордера. Видоизменив ордер для придания ему большей декоративности, римляне ввели в архитектуру полуколонны и пилястры. Римская аркада представляет собой сочетание греческой колонны с этрусской аркой.

Одним из новых мотивов использования римлянами греческих ордеров является их поэтажное распределение с применением в нижних этажах более массивного ордера. Обычно в первом этаже располагался дорический ордер, а в верхних — коринфский, что видно на фасадах Колизея.

Древнеримские памятники архитектуры. К памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим влиянием, относятся жилища, храмы, базилики.

Архитектурными сооружениями, в которых проявлен собственный гений Рима, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, сооружения утилитарного значения, укрепления и пр. Жилища. Тип жилого дома был заимствован римлянами от этрусс-ков с присущим ему открытым сверху центральным двором — атриумом, вокруг которого группировались другие помещения. В дальнейшем жилые дома совершенствуются конструктивно и получают художественную обработку. В больших городах этажность жилых зданий достигала четырех этажей, образуя иногда поэтажные выступы один над другим, со свесом на улицу. Внутреннее убранство домов римской знати обычно состояло из облицовок стен мраморами, для полов применялась мозаика, а своды штукатурились. Кроме этого, стены расписывались фресками или же горячим способом — восковыми красками (энкаустика). Храмы. Римляне заимствовали у этруссков тип их храмов, введя в их композицию тосканский ордер с антаблементом, состоящим из одного архитрава; для покрытия храмов применялись сильно выступающие крыши. Позже для убранства храмов использовались дорический, ионический и коринфский ордера. Планы древнеримских храмов мало отличались от греческих. Среди наиболее интересных памятников храмовой архитектуры находится Пантеон, или «Храм всех богов» (рис. 1), сооруженный в Риме в начале II в. н. э. В нем впервые в истории архитектуры найдено блестящее инженерное и архитектурное решение столь большого внутреннего пространства центрической формы. Пантеон имеет в плане круглую форму — ротонду, перекрытую куполом диаметром 43,3 м. Такая же высота здания от пола до верха купола. В верхней части купола расположено круглое отверстие для освещения диаметром 9 м. Внутренняя поверхность купола разделена пятью рядами уменьшающихся кверху кессонов, что создает впечатление еще большей высоты всего помещения. Площадь зала Пантеона около 1500 м2.

Рис. 2. Колизей (амфитеатр Клавдиев)

Сооружение было построено впервые с применением бетона, в котором скрыт скелет из кирпичных арок. Распор купола и его тяжесть воспринимаются стенами огромной толщины — 6,3 м. Для облегчения стен и придания им зрительной легкости в них устроено 8 внутренних больших ниш и столько же наружных пустот, уменьшивших вес стены на 1/3.

Размещенные таким способом 8 мощных столбов являются основой для восприятия нагрузок, передаваемых кирпичными арками, скрытыми в толще бетона. Купол выполнен из бетона с легким пенистым заполнителем — пемзой и облицован изнутри плоским кирпичом. Совершенные конструктивные особенности Пантеона как купольного здания были превзойдены только в наше время благодаря созданию тонкостенных куполов.

Базилики служили местом для торговых и политических собраний, а также для заседаний суда. Свое развитие они получили со II столетия до нашей эры, когда народные собрания, происходившие ранее на форуме под открытым небом, были перенесены в помещения. В состав базилики входит три нефа (зала): центральный и два двухэтажных боковых. Все здание покрывалось деревянной крышей. Базилики послужили прообразом для первых культовых зданий христиан.

Амфитеатры в Риме служили для массовых зрелищ. В центре их имелись арены для гладиаторских битв, зародившихся, по-види-мому, из погребальных обрядов этруссков. Первый каменный амфитеатр был построен в 25 г. до н. э. Арены амфитеатров имели продолговатую овальную форму с выходом с обоих концов ее. Под ареной располагался подвальный каменный этаж, а в галереях его — вспомогательные помещения. Арены при помощи акведука могли наполняться водой, что позволяло превращать их в бассейны, используемые для игр па воде. Вокруг арены располагались ряды сидений для зрителей. Архитектура римских амфитеатров напоминает современные цирки.

К наибольшим из амфитеатров относится Колизей (рис. 2), что означает колоссальный, построенный в конце I в. н. э., и вмещавший до 50 тыс. зрителей. Основная несущая конструкция зданий состояла из 80 каменных столбов, соединенных полуциркульными арками, от которых внутрь, понижаясь к арене, идут стенки, поддерживающие места для публики. Все 80 арочных пролетов были украшены приставленными к столбам полуколоннами, с расположением ордеров от более тяжелого в нижнем этаже к самому легкому в верхнем. В первом этаже применен тосканский ордер, во втором — ионический, в третьем — коринфский; стена четвертого этажа расчленяется легкими коринфскими пилястрами. Такое тектоническое членение, отображая внутреннюю структуру здания, усилило впечатление большой его высоты. Театры. Римские театры имели в основном такую же планировку, что и греческие. Однако хоры в них были перенесены на трибуну, а освобождавшаяся площадь использовалась для размещения публики. Перенос хоров вызвал необходимость расширения трибуны и возвышения задней стены сцены для улучшения акустических качеств.

Термы относятся к характерным типам римских общественных сооружений. Они состояли из комплекса зданий, в число которых, помимо основного (бани), входили залы для игр, стадии, базилики и даже библиотеки. Термы имелись почти во всех городах; они предназначались для посещения мужчинами и женщинами, для чего делились на две половины. Важно отметить, что термы еще в те отдаленные времена отапливались помещенными в подвалах калориферами, теплота от которых передавалась бассейнам с водой.

Крупнейшими в Риме были термы Каракаллы (рис. 3), а позже термы, построенные в конце III в. н. э., имели вместимость до 3200 человек. Главное здание прямоугольной формы явилось композиционным началом всего комплекса. На центральной оси его последовательно располагались открытый бассейн для плавания с холодной водой, парадный зал, вестибюль и бассейн с горячей водой. Справа и слева от вестибюля располагались большие залы и открытые площадки (палестры) для занятий легкой гимнастикой. Утилитарные сооружения. Дороги, мосты, акведуки в Риме строились капитально, на многие века. Дороги прокладывались преимущественно в стратегических целях. Проезжая часть настилалась из камней огромной толщины, причем кладка иногда производилась на растворе. На мостах настилались каменные плоские плиты.

Рис. 3. Термы Каракаллы (реконструкция)

Рис. 4. Акведук в Ниме (Франция)

Водопроводные сооружения римлян имеют необычайно монументальный характер. Их акведуки, дошедшие до наших дней, говорят о высоком строительном искусстве (рис. 4). К числу выдающихся сооружений тех времен относятся мосты, выполненные обычно в виде арочной конструкции с устоями, позволяющими возводить арки одну за другой.

К оборонительным сооружениям относятся крепости, состоящие из стен укреплений (куртины) и боевых башен. Римская крепостная архитектура оказала влияние на формы средневековых замков и кремлей.

Триумфальные арки представляют собой аркады, богато украшенные и увенчанные аттиком, на поле которого помещались надписи. Триумфальные колонны и статуи воздвигались в честь императоров, побед римских войск. Высота их достигала порой значительных размеров (более 30 м, как колонна Траяна). Наиболее значительные мемориальные сооружения были созданы в ранний период Римской империи, отличающиеся монументальностью форм. При последних императорах в композициях арок начинает сильно ощущаться декоративное начало, многословие, примером чему может служить триумфальная арка императора Константина, сооруженная в 315 г. н. э.

Конструктивные особенности римской архитектуры. К основным видам конструкций римских зданий относятся арки из тесаного камня и из литой кладки.

От этруссков римляне переняли клинчатые своды различной формы, в том числе совершенно плоские и плоские перемычки из клинчатых камней.

Аркады имели полуциркульную форму или форму дуги менее полуокружности. Арки венчались антаблементом, архитрав которого, выложенный из каменных клиньев, разгружал также арку. К типам сводов, широко применявшихся в Риме из тесаного камня, относятся сплошные коробчатые и малые своды. Клинчатые своды возводились обычно при помощи кружал.

Основным материалом для крупных здапий являлась литая кладка, представляющая собой бетон, состоящий из мелкого камня (гравия) или кирпича и раствора. Раствор из извести и песка был известен в глубокой древности персам, а в Европе впервые появился у римлян.

Применявшиеся в Риме растворы в большинстве своем отличаются высоким качеством, что объясняется наличием в них добавок вулканического пепла или пуццоланы. Таким образом, родиной бетона является Древний Рим. Обожженный кирпич заимствован римлянами из Азии. С помощью этого относительно легкого и прочного материала стало возможным выполнять своды различной формы. Массивные римские стены выводились несколькими способами; наибольшее распространение имели стены, облицованные кирпичом или мелким камнем, заполненные попеременно слоями камня и раствора.

Римские своды не защищались специальными крышами, а непосредственно по ним настилалась черепица с уклоном, обеспечивающим сток дождевой воды.

Дерево применялось для устройства стропил, причем римлянам были известны системы ферм с затяяжой, состоявшие из двух стропильных ног, схваченных в концах связью из бронзы. В качестве металла для изготовления конструкций ферм для крупнейших зданий (базилика Ульпия, портпк Пантеона) применялась бронза. Плоские кровли римских зданий делались из черепицы, мрамора (согласно греческим моделям) и иногда из листовой меди или свинца.

Стены римских жилых домов возводились в основном из сушеного кирпича, а иногда из дерева. Кладка из кирпича или камня велась на известковом растворе. Конструкции стен жилых домов состояли из перевязок кирпича, образующих остов, с промежутками, заполненными плетнями из тростинка, и последующей штукатуркой с внутренней стороны.

Заслуга римских зодчих состоит в том, что они рационально использовали богатое наследство существовавшей до нее строительной культуры, создав новые архитектурные формы, вошедшие в золотой фонд мировой архитектуры.

Градостроительство Древнего Рима. Одним из факторов, способствовавших развитию римского градостроительства, служили захватнические войны. В результате пунических войн под римское господство в III в. до н. э. попали греческие колонии — торговые города в Сицилии (Агригент, Сиракузы и др.). Рим становится преемником культуры Греции, используя ее достижения. Развитие Римской империи, основанной на рабовладельческом строе, достигает своей вершины в период с I в. до н. э. до III в. н. э. Римские города в ранние периоды развития группировались вокруг форума. Древний форум Рима представлял собой ансамбль из базилик, портиков с открытой трибуной в середине и галереей в глубине. В тех случаях, когда площадь форума оказывалась недостаточной для проведения собраний, последние переносились на Марсово поле.

В поздние времена в Риме возводится целый ряд форумов с группировками зданий, подчиненных определенной симметрии. Акрополем Рима был Капитолий с главным национальным храмом Юпитера капитолийского, вокруг которого группировались второстепенные храмы и различные памятники.

По литературным источникам, Рим до I в. до н. з. располагался на «семи холмах» и в известном смысле мало чем отличался от большой деревни. Значительная перестройка Рима, в котором проживало 100 тыс. человек, была проведена при Юлии Цезаре и особенно при Августе (24—14 г. до н. э.) с расширением его территории за пределы крепостных стен.

Самые удаленные границы Древнего Рима определились крепостной стеной Аврелия, построенной в III в. н. э. В центре Рима, охватывающем Палатинский и Капитолийский холмы, был расположен форум Романум, представлявший собой большую площадь, обстроенную храмами и общественными сооружениями, главным входом на которую служила триумфальная арка. Кроме того, в Риме были созданы форумы императоров Юлия, Августа и Траяна (рис. 5). Облик центра города определяли ансамбли этих форумов, а также построенные в то время спортивные сооружения, театры, мавзолеи. Кроме этих крупных сооружений, в Риме образовались тесно застроенные кварталы для рабочего люда, а также летние резиденции в садах богатых граждан (виллы).

Рис. 5. Форум Траяна. План

В эпоху империи в Риме появились и 3—4-этажные (доходные) наемные дома, высота которых согласно предписанию императора Августа не превышала 20,7 м. Такие дома были лишены удобств и архитектурной выразительности, однако придавали городу характерный силуэт.

Особой ветвью римского градостроительства являются сооруженные на различных территориях лагеря. Эти лагеря представляли собой военные поселения, в которых протекала также торговая жизнь. Лагеря располагались в важных стратегических пунктах. Во II и III столетиях п. э., помимо территорий вокруг Средиземного моря, римские лагеря располагались и в глубине Средней Европы, образуя цепь опорных пунктов империи. Лагерь (каструм) имел квадратные очертания плана с четырьмя воротами. Главные улицы располагались в западно-восточном и се-веро-южном направлениях, в пересечении которых образовывался форум, где совершались культовые обряды. Лагерь разбивался прямоугольной сеткой улиц и кварталов, застраиваемых жилыми домами, магазинами и складами. Наиболее выразительную архитектуру имели входы в лагерь, театр и здания, располагаемые на площади. Местами размещения лагеря, как правило, служила ровная площадка.

Для градостроительства римлян характерна строгая организация застройки, подчиненная определенной направленности, соответствующая оборонным целям. Вместе с этим наличие крупных зданий придавало лагерям определенную архитектурную выразительность.

Вследствие обширных просторов империи с разными географическими условиями и традициями местной культуры на ее территории возникли различные по виду города. Общими для них была четкая техническая организация обороны и водоснабжения.

Вместе с тем по политическим соображениям в центрах городов римляне создавали выразительные композиции, в которых наряду с замкнутыми (императорские форумы) имелись pi ансамбли, раскрытые к природному окружению.

В целом древние римляне, опираясь на опыт греков по созданию архитектурных ансамблей акрополей и прямоугольную систему планировки таких городов, как Приены, значительно усовершенствовали градостроительные приемы и внесли в них много нового, оказавшего положительное воздействие па мировое градостроительство. В частности, поучительно умение римских зодчих концентрировать на просторных площадях крупные гражданские здания для создания выразительных ансамблей городов. В этих целях они с большим пониманием дела возводили на наиболее выгодных местах такие созданные ими чисто декоративные монументальные композиции, как триумфальные колонны и особенно арки, а также портики. На градостроительную ценность этих приемов указывает то, что спустя почти 2000 лет триумфальные арки с большим эффектом были использованы на площадях Парижа, Москвы, Петербурга.

Достойно восхищения мастерское применение римлянами созданных ими бетонных и каменных сводчатых и арочиых конструкций, отличающихся исключительной долговечностью и монументальностью.

Создание двухъярусных акведуков, устройство водопровода и применение калориферного отопления в термах также говорит о высокой инженерной культуре древних римлян, о глубоком знании ими основных законов строительной механики, гидравлики и теплотехники.

Все строительные достижения римских зодчих красноречиво свидетельствуют о том, что подъем архитектуры и градостроительства на новую, высшую ступень возможен только при глубоком знании и творчески смелом использовании оныта всех предшествующих эпох и современных народов.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии



Ваш отзыв