ГлавнаяСтатьи

Архитектура до XVIII в.

Русская архитектура, каменная и деревянная, ведет свое начало из далекого прошлого. Так, близ села Триполье Киевской области обнаружено поселение с несколькими десятками домов площадью до 140 м2, построенных в III—IV тысячелетиях до н. э. в глубоко продуманном порядке.

Зодчество Древней Руси, развиваясь в особых исторических условиях, значительно отличалось от современной ему архитектуры стран Запада и Ближнего Востока.

В условиях окружения первых русских поселений могучими лесными массивами древнейшие сооружения строились из дерева, являвшегося наиболее доступным и распространенным строительным материалом.

Сохранившиеся до нашего времени некоторые старинные постройки рассказывают о большом мастерстве и таланте древних русских зодчих, сумевших из дерева и мха, с наличием единственного в то время плотничного инструмента топора, не только создавать надежные конструкции деревянных зданий, но и делать на них украшения. Русские строители, делавшие врубку углов с выпуском концов бревен наружу, нашли превосходное решение этой рациональной конструкции.

Из-за обилия снега и воды особое внимание уделялось конструированию крыш над жилищами. Крутые, высокие крыши с пологими откосами создавали строгую архитектуру построек с простыми, четкими формами.

Первые деревянные церкви на Руси строились так же, как и жилые дома. Клетские церкви, получившие свои названия от рубленого жилого дома — клети, в конструктивном отношении были теми же жилыми домами, но несколько больших размеров, с расположением над крышей небольшой главки в виде луковицы. Деревянные соборы имели вид восьмигранных башен с шатровой крышей и главой. Название шатровых они получили от крыши, имевшей форму шатра. Высота шатровых построек значительно превосходила клетские, превышая иногда 40 м. Основой для шатрового собора служил четырехстенный сруб, на который на определенной высоте укладывались бревна в виде более устойчивого восьмигранника.

Вплоть до конца XVII в. дерево на Руси оставалось основным материалом. Вместе с тем при строительстве жилищ, начиная с конца X. в со времени принятия Древней Русью христианства, укрепившего связь ее с Византией, в культовом зодчестве начало распространяться каменное строительство. Приехавшие из Византии, бывшей тогда наиболее культурным государством Европы, мастера-зодчие ввели приемы кирпичной кладки из широкого плоского кирпича — плинфы — на цемяночном растворе. С их участием было построено несколько храмов в Киеве.

Рис. 1. Собор св. Софии в Киеве. Общий вид и план

Но наряду с применением византийской техники кладки и византийской системы внутренних опор-столбов для завершения этих храмов по типу деревянных русских использовались многочисленные, нарастающие к центру купола.

Рис. 2. Собор св. Софии в Новгороде

К древним памятникам русской архитектуры относятся сооружения, воздвигнутые в Киевской Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, в Новгороде и Пскове. Значительный эстетический интерес представляют также культовые и оборонные сооружения Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода и других городов, построенные в XIV—XVII вв. Древнейшим и значительным памятником каменного русского зодчества является собор св. Софии в Киеве с его 13 куполами и богатым византийским убранством. Внешний вид этого собора, построенного до 1037 года при великом князе Ярославе Мудром с помощью византийских мастеров, теперь сильно изменен (рис. 1).

В начале XII в. его стены были укреплены контрфорсами, особенно с восточной стороны, в XVII в. вместо параболических куполов были поставлены купола в стиле барокко. Этот памятник, имеющий историческую ценность, представляет интерес и с архитектурной точки зрения. Кроме Десятинной церкви, построенной несколько ранее, это было второе каменное сооружение Киевской Руси периода XI в.

Не менее важно и то, что 13-главое завершение было сделано по образцу русских деревянных церквей.

Выдающимся архитектурным памятником является собор Софии в Новгороде, выстроенный в период расцвета древнерусского государства (1045—1052 гг., рис. 2). В нем наиболее полно начали складываться специфические особенности, которые послужили основой для дальнейшего развития древнерусской архитектуры. Собор представляет собой пятинефное (разделенное продольными рядами колонн) крестовокупольное здание. Здание собора вначале завершалось пятиглавием; оно отличается большой цельностью и монументальностью внешнего объема. Стены собора выложены из крупного камня с применением кирпича для арок сводов, обрамлений порталов и оконных проемов. Стены и своды были покрыты фресковой росписью в отличие от Киевской Софии с ограниченным применением мозаики (в алтарной части). К сооружениям, возникшим в Новгороде несколько позже, относится церковь спаса Нередицы (1198 г.), разрушенная в период немецко-фашистской оккупации и теперь восстановленная (рис. 36). Квадратная в плане и кубическая в объемной композиции, она увенчана одним куполом, опирающимся на цилиндрический барабан.

Внутреннее членение, в котором центральный неф больше боковых, отвечает трехчастному делению фасадов. Как и в большинстве древнерусских сооружений, здесь отмечается компактность композиции и простота отделки. По художественным достоинствам и по имевшейся в этой церкви фресковой росписи до ее разрушения она считалась одним из лучших образцов древнего Новгородского зодчества.

Зодчество Пскова в этот период по своему виду и условиям было близко новгородскому. Здесь, помимо храмов, были построены каменные большие дома богатых жителей города. Стены выкладыва-яись из каменных плит, а перекрытия делались арочными и сводчатыми, из камня.

Рис. 3. Церковь спаса Нередицы близ Новгорода

Наличие мощных залежей известняков обеспечивало необходимый строительный материал для кладок стен зданий. Искусство строить в XII в. у псковитян достигло такого высокого мастерства, что заезжие купцы с острова Готланда у себя дома начали строить дома и кирхи (церкви) по образцу псковских зданий. К самым ранним каменным сооружениям, сохранившимся в Пскове, относится Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1156 г.), построенный при новгородском епископе Нифонте. Основу объемной композиции собора составлял крестообразный план; собор завершался широким барабаном с шлемовидным куполом. Он выстроен из плитняка, обмазанного снаружи цеменоч-ным раствором розового цвета с применением кирпича для арочных покрытий.

К памятникам, характеризующим архитектурно-художественные принципы Владимиро-Суздальского зодчества, относится хорошо сохранившаяся церковь Покрова при впадении реки Нерли в Клязьму. Церковь относится к четырехстолпным одноглавым трехапсидным храмам. План ее несколько вытянут по западно-восточной оси, причем длина его почти равна высоте здания.

Композиция высокого и стройного здания отличается удивительной легкостью и гармонией — соразмерностью всех частей. В нем с высоким художественным мастерством использованы пластические свойства строительного материала — белого камня. Поля стен, оконные и дверные проемы приобретают видимость вырезанных из общего каменного массива. Свободная плоскость над окнами украшена каменными рельефами. Все это придает стенам пластичность, а игра светотени на белом камне подчеркивает их рельеф.

Порталы и капители колонн украшены резьбой с одинаковым по характеру орнаментом, но с различной трактовкой в зависимости от их величины.

Композиция внутреннего объема гармонирует с внешней. Небольшое пространство церкви благодаря принятым соотношениям плана кажется свободным и высоким.

Весьма важно отметить удивительную художественную связь этого сооружения с природным окружением.

В целом церковь Покрова, созданная неизвестным зодчим по заказу Андрея Боголюбского, по художественному совершенству композиции занимает в мировой архитектуре одно из первых мест. К замечательным храмовым сооружениям древнего владимирского зодчества относится также и Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194—1197 гг. (рис. 5). Этот кубический четырех-столпный, одноглавый собор отличается от церкви Покрова на Нерли значительно большими размерами и исключительно богатой моделировкой стен. Однако в композиции фасадов нет достаточной цельности — вертикально ритмический строй сильно разбит горизонталью аркатурного пояса, а резной орнамент над арочками, увеличивая ширину пояса, утяжеляет его, вносит в композицию излишнее многословие. Несмотря на это, декоративное убранство собора создает впечатление величавой парадности. В период XII—XIV вв. Русь состояла из нескольких обособленных феодальных княжеств, зачастую враждовавших между собой. Татарское нашествие, занимающее в истории развития русского государства одну из самых печальных страниц, привело к страшному опустошению таких крупных городов на Руси, как Киев, Владимир, Суздаль, Тверь, Переслав, Ростов, Ярославль и десятки других.

Рис. 4. Церковь Покрова на р. Нерли

Рис. 38. Дмитровский собор во Владимире

Москва, заложенная в 1147 г. Юрием Долгоруким, в этот период подвергалась также неоднократным нашествиям и разрушениям как монголо-татарских орд, так и соседних русских княжеств. В этих условиях строительство велось только в северо-западных областях Руси, менее пострадавших от междоусобиц и иноземного нашествия. Так, архитектура Новгорода и Пскова продолжала развиваться, вырабатывая свои особенности, связанные с социально-бытовыми условиями этих городов.

В XII в. с установлением в Новгороде вечевого строя основное влияние на строительство вместо князя стали оказывать бояре. Строившиеся приходские храмы, небольшие по размеру, как правило, имели кубовидную форму. Основным стеновым материалом при этом являлся отесанный местный камень — плитняк, укладываемый на цемяночном растворе.

С XIV в. в Москве постепенно сосредоточивается строительный и художественный опыт Руси как в деревянном, так и в каменном зодчестве. Вначале значительную роль в качестве строительного материала играл известково-туфовый белый камень, который при извлечении его из каменоломен легко поддается обработке, а затем на воздухе затвердевает, приобретая значительную прочность. Такой камень широко применялся для отделки жилых зданий — из него делали колонны, наличники окон, орнаменты, барельефы. Эта особенность камня, создавшая своеобразный наряд древней Москвы, утвердила за ней название белокаменной. Белый камень широко использовался с красным кирпичом, что придавало постройкам яркое своеобразие.

Особое место в строительстве Москвы занимало строительство каменных стен Кремля, храмов и новых великокняжеских хоро-мов. В помощь псковским и новгородским мастерам «градодель-цам» Иван III пригласил ряд выдающихся зарубежных зодчих во главе с известным зодчим Аристотелем Фиораванти. Зарубежные архитекторы правильно поняли и оценили художественные достоинства русской архитектуры (особенно владимиро-суздальской) и при строительстве новых соборов и баптен положили в основу русские национальные формы.

Рис. 6. Успенский собор в Московском кремле

Из наиболее значительных сооружений, построенных Фиораваити в Кремле, было здание Успенского собора (1475—1479 гг.) (рис. 6).

В конце XV в. в Московском кремле был возведен Благовещенский собор (1484—1489 гг.). Он был построен псковскими мастерами и представлял в то время небольшой крестово-куполный храм. При Иване Грозном собор был переделан в пятиглавый.

К этому же времени относится постройка Грановитой палаты (1487—1491 гг.), которая проводилась под руководством зодчих Марко Руффо и Пьетро Солари. Название она получила от характера облицовки ее восточного фасада каменными блоками с пирамидальными гранями. Грановитая палата служила местом государственных актов и для приема послов.

Взамен разрушившихся стен и башен, построенных при Дмитрии Донском из белого камня, были созданы мощные кирпичные защитные укрепления кремля. Руководителями этих грандиозных работ, начатых летом 1485 г., были Антон, Марк и Алевиз Фрязи-ны и Пьетро Солари — крупные специалисты того времени по оборонительному строительству.

В XVI—XVII вв. в России было возведено много средних и небольших по своим размерам пятиглавых и реже одноглавых церквей с куполами луковичной формы. К основной части церкви нередко примыкала с западной стороны трапезная с расположенной за ней колокольней.

Архитектурно-декоративное убранство церквей того времени отличалось большой детализацией в отделке, а также яркой наружной окраской. Роспись внутри храма вместо сдержанных по композиции фресок приобрела усложненный и измельченный характер.

К крупным соборам, воздвигнутым в XVI в., относятся: Архангельский собор (1505—1509 гг.), построенный Алевизом Новым; главный собор московского Новодевичьего монастыря (1524 г.); Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре в Загорске (1586 г.). Архангельский собор строился как усыпальница великих московских князей. План собора во многом напоминает план Успенского собора с наличием в нем более широкого пространства под куполом.

Декоративная обработка фасадов Архангельского собора имеет некоторые черты архитектуры Возрождения — профилированные карнизы, пилястры с капителями ренессансного типа и др. Наряду с кубической формой культовых сооружений в этот же период была создана и другая — высотная, шатровая и столпообразная форма каменного храма па основе деревянных церквей. К замечательным образцам одностолпных шатровых храмов относится церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. под Москвой.

В плане эта церковь имеет форму квадрата — четверика, который во втором ярусе сменяется восьмиугольником — восьмериком, служащим основанием пирамидальному шатру. Переход от квадрата к восьмиугольнику осуществлен посредством наложенных друг на друга кокошников килевидной формы. Это высотное сооружение, стояхцее над крутым обрывом Москвы-реки, производит необычайно сильное художественное впечатление благодаря своей монументальности, торжественно устремленной ввысь композиции.

Рис. 7. Покровский собор (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве

Дальнейшее развитие шатрового храма наглядно выражено в соборе Василия Блаженного на Красной площади Москвы, где вместо одного сосредоточено девять высотных столпов, объединенных галереями с крыльцами (рис. 40). Собор построен в 1555—1560 гг. в память об освобождении России от татарского ига по заказу Ивана Грозного под руководством гениальных русских зодчих — Пос-ника и Бармы.

Храмы и соборы в древние времена предназначались не только для богослужения, но являлись также центрами культуры, в которых сосредоточивались собрания книг (библиотеки), велись исторические летописи, переписывались книги и вместе с этим они часто возводились как памятники в ознаменование важных исторических событий. Так, храм Софии в Киеве был сооружен в честь победы над печенегами, Исаакиевский собор в Петербурге был заложен в 1818 г. в ознаменование победы над Наполеоном в 1812 г. К столпообразной церкви со звонницей относится и колокольня Ивана Великого в Московском кремле. Вначале она была сооружена на самом высоком месте кремлевского холма (1505 г.), где ранее стояла церковь Ивана Лествичника, а после надстройки 1600 г. стало самой высокой башней, высотой около 82 м. Звонница для больших колоколов, входящая в ансамбль башни, была возведена зодчим Петроком Малым в 1532 г. Разрушенная взрывом в 1812 г., она была восстановлена в 1818 г. с сохранением первоначальных форм. Сама колокольня Ивана Великого устояла при взрыве, получив лишь незначительный крен на север.

Архитектура XVII в. представляет собой также весьма интересный этап древнерусского зодчества. Польская интервенция в начале XVII в. при Лжедмитриях приостановила развитие русских городов, и только с середины столетия начался новый расцвет строительства. Основными памятниками этого периода являлись монастырские архитектурные ансамбли и новые живописные храмы, возведенные в таких городах, как Углич, Ярославль, Ростов Великий, Суздаль и другие.

Характерной особенностью ее является дальнейшее развитие архитектурно-художественных традиций предшествующих периодов, приспособление ранее созданных типов зданий к новым условиям в связи с переменами в социально-экономической и культурной жизни русского государства.

Особый размах приняло строительство жилых домов и дворцов. Из дворцов XVII в. большой интерес вызывает известный по рисункам и модели деревянный царский дворец в селе Коломенском, построенный в 1667—1668 гг. мастерами С.Петровым и И. Михайловым и частично перестроенный в 1681 г. мастером С. Дементьевым. Он представлял собой великолепный деревянный ансамбль, состоявший из дворцовых и служебных зданий. С высоким художественным мастерством, живописностью выполнено завершение дворца в виде кубов, бочек, 4- и 6-гранных шатров, гармонирующих друг с другом и с отделкой стен. В 50—70-е годы XVII в. было построено много красивых кирпичных зданий в живописном нарядном стиле, близком к барокко. Среди них церковь б. села Останкино (1668 г.), московские церкви Николы в Пыжах (1647 г.) на Б. Ордынке, Николы на Берсеневке (1656 г.) и др. Эти постройки, как ярославские и суздальские, свидетельствуют о высокой художественной культуре русских зодчих того времени. Начиная со второй половины XVII в. в культовом и гражданском строительстве отмечается особое стремление к декоративности и нарядности.

Рис. 8. Царский дворец в селе Михайловском

Широко используется декор из белого камня, который в сочетании с красным кирпичом и изразцовыми цветными вставками и замысловатыми наличниками придает зданиям праздничную нарядность.

Развивая мотивы, созданные в декоративном убранстве, отражавшие живописность природы, московские мастера придали убранству церквей исключительно выразительные формы. Примером яркого проявления нового стиля так называемого нарышкинского барокко служит церковь Покрова в Филях близ Москвы (1643— 1694 гг. рис 42 а), обладающая особенной изысканностью композиции ярусного объема и исключительной нарядностью благодаря сочетанию белого, красного и золотого цветов. В 1625 году был надстроен также каменный шатер над Спасской башней, более торжественно оформивший въезд в Московский кремль.

Замечательным памятником деревянной культовой архитектуры, построенным в начале XVIII в. в традициях северного русского зодчества, является 22-главая церковь Преображения на погосте в Кижах (рис. 42 б). Крытые лемехом (осиновой дощечкой) купола позже были обшиты листовой сталью. В поздние годы деревянное чешуйчатое покрытие восстановлено.

Рис. 9 а. Церковь Покрова в Филях (Москва)

Градостроительство. Главные города Древней Руси возникли на торговой дороге «Из варяг в греки» на среднем и верхнем течении Днепра, а также Волхова. Выходы из этих рек на севере были заняты финнами и скандинавами, а на юге хазарами и печенегами.

Образование водного пути из Византии и Черного моря в Финский залив послужило причиной возникновения здесь укрепленных пунктов. Оживленная торговля способствовала развитию на берегах рек богатых древнерусских торговых городов, среди которых первое место занимал Новгород на Волхове.

Расположение и план города относятся к типичным примерам средневековой градостроительной композиции. Достоверные сведения о Новгороде существуют с IX в. Он был известен как процветающий торговый город, удобно расположенный на водпом пути, вдали от нашествий азиатских кочевников. В городе вначале возводились деревянные храмы и дворцы зажиточных людей.

Сведения о возникновении первой деревянной крепости в городе, поставленной на правом берегу Волхова в 5 км от озера Ильмень, имеются в летописной записи 1044 г. о возникновении Новгородского детинца, в которой сказано «…на весну же Володимир заложил Новгород…».

В 1301—1331 гг. деревянная постройка была заменена каменными стенами и башнями. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1481 —1492 гг. при Иване III был сооружен новый детинец с частичным использованием старых построек. В настоящее время несмотря на ряд переделок в облике этого произведения сохраняются черты XV в. Строгая архитектура Новгородского кремля прекрасно гармонирует с окружающим пейзажем.

Непревзойденными мастерами считались русские умельцы в области строительства деревянных сооружений, которые занимали большое место в градостроительстве вплоть до XVII столетия. В короткие сроки возводились деревянные крепостные стены, храмы и жилые дома. Богато развитые строительные приемы в Киевской Руси переносились во многие русские города, в том же числе и в Москву.

После нашествия на Киев татаро-монголов, а раньше печенегов количество населения на юге уменьшается, и культура славянских народов перемещается на север Руси — вначале во Владимиро-Суздальское, а затем в Московское княжество. До петровского периода в планировке русских городов отмечается большое разнообразие. В старых городах — Новгороде, Суздале,. Владимире, Ярославле встречаются радиально-кольцевая система, сочетание свободной планировки с компактной и др. Особое место в древнерусском городе занимал его центр в виде кремля, предназначенного для защиты населения от вражеских нападений и являвшегося организующим центром города. Планы кремлей разных городов имели всевозможные очертания, принимавшиеся в зависимости от направления реки, форм возвышенностей и других географических условий. В отличие от небольших средневековых замков на западе, предназначенных в основном для семей феодалов, русские кремли наряду с оборонным значением являлись местом постоянного проживания значительного числа людей. В них существовала иногда своя уличная сеть, площади, жилые кварталы, заселенные городским людом. Если замки располагались на высоких холмах вне городов, то кремли, как правило, возводились на небольших возвышенностях, на мысах у слияния рек и становились центрами городов. Круглые, квадратные или прямоугольные в плане боевые башни кремлей гармонично сочетались с примыкающими к ним массивными стенами. Замечательные особенности ансамблей русских монастырей — сочетание протяженных горизонтальных объемов и стен со стройными вертикалями соборов и колоколен.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии
Архитектура древнего рима



Ваш отзыв