ГлавнаяСтатьи

Архитектура античной Греции

Возникновение архитектуры античной Греции, т. е. создание художественных форм зданий, относят к началу I тысячелетия до н.э. Рабовладельческий строй в его древнегреческой форме, сменивший старый отживший строй родовых отношений, способствовал возникновению городов-государств, развитию ремесел и торговли.

Под влиянием таких благоприятных факторов, как новые формы разделения труда, рост его производительности, колонизация по берегам Средиземного и Черного морей, развитие торговли, культура Древней Греции в V—III вв. до н. э. достигает необычайного расцвета. Наряду с развитием астрономии, географии, ремесел, больших художественных высот достигает и античная архитектура.

Значительное влияние на развитие всех видов экономической жизни Греции оказывала также благоприятная географическая среда: теплый, но не жаркий климат, почва, богатства земных недр, близость моря. Все это сыграло значительную роль в создании материальных благ, развитии художественных ремесел и пластических искусств.

Образование нового уклада жизни и возникшие в связи с этим новые запросы, рост новых городов поставили перед зодчими новые конструктивные и художественные задачи. В поисках наилучших решений они достигли недосягаемых ранее высот художественного совершенства. Наиболее яркий расцвет древнегреческой архитектуры относится к V—IV вв. до н. э., чему способствовали развитие рабовладельческой демократии и очень важные в экономическом отношении победы греков в персидских войнах. Ведущее положение среди греческих городов-государств в этот период занимали Афины. Основными видами монументальных построек в ту эпоху становятся храмы, воздвигаемые в честь богов — покровителей городов. Первые храмы Греции по своему виду мало чем отличались от крупных жилых домов того времени. Объясняется это тем, что архитектура жилых домов впитала в себя предыдущий опыт греческого зодчества, а также тем, что до создания специальных зданий церковные обряды совершались в домах племенных вождей. Первое существенное изменение в композиции храма-дома заключается в том, что алтарь был вынесен из здания. К наиболее простым типам греческих храмов относится антовый храм. Он имеет прямоугольную форму в плане, покрытие в виде двускатной крыши и подчеркнутый парадный вход с торца. Торцевая часть таких храмов обычно оформлялась треугольным фронтоном, опирающимся на выступы продольных стен, называемые антами, с располагаемыми между ними двумя колоннами. В дальнейшем был создан более сложный вид храма — простиль, в котором число колонн перед входом было доведено до четырех, причем аналогичный портик устраивался и с противоположной торцевой стороны здания.

Позже, в V в. до н. э., ряды колонн устанавливались со всех четырех сторон культового здания, что привело к созданию храма периптера. Такой тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннадой, является более законченным видом культового зодчества античной Греции.

Рис. 1. Планы древнегреческих храмов: а — о антами; б — о двумя портиками (амфипростиль); в —с колоннадой по всему периметру (периптер)

Рис. 2. Парфенон (современное состояние)

Расцвет классической архитектуры Древней Греции относится к V—IV вв. до н. э., когда были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе ансамбль Афинского акрополя — Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи. На рис. 2 приведена фотография восточного фасада знаменитого афинского храма Парфенона, сооруженного в 447—438 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом и украшенного под руководством скульптора Фидия.

Колоннада, окружающая храм и ставшая главным художественным средством архитектуры, достигла в античной Греции высокого совершенства и сыграла большую роль в развитии всей мировой архитектуры.

Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм определенной стилевой характеристики, предназначенных для наилучшего сочетания художественной стороны сооружения с отдельными элементами конструкций и образующих законченную систему всего сооружения.

Таким образом, формы основных частей античного ордера — основание, колонна и антаблемент — образовались в результате художественного осмысления конструктивной целесообразной стоечно-балоч-ной системы. При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали (рис. 3). Во многом благодаря гармоничному соотношению частей и оптическим коррекциям (наклоны верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.) были созданы выдающиеся композиции зданий, представляющие большую художественную ценность и в настоящее время.

Следует учитывать, что художественные формы сооружений в античной Греции не существовали сами по себе, а явились следствием удачно подобранных конструктивных основ отдельных элементов и в первую очередь стоечно-балочной системы здания. Конструкция с входящими в нее элементами подвергалась некоторым видоизменениям с целью достижения наибольшего художественного эффекта, с тем непременным условием, чтобы основные размеры и форма ее отдельных элементов не выходили за пределы, могущие нарушить устойчивость и прочность всего сооружения.

В античной Греции созданы три архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский. Материалом для образования архитектурных ордеров в первый период храмового строительства служило дерево, которое постепенно уступило место камню. Элементы дорического ордера в деревосырцовой конструкции наглядно подчеркивают общность конструктивного замысла с конструкцией дорического антаблемента, выполнявшегося из мраморных балок. В связи с заменой материала назначение колоннады не изменилось, поэтому архитектурные формы самой колоннады были сохранены.

Балочное перекрытие стены, называемое антаблементом, состоит из трех частей — архитрава, фриза и карниза. Назначение колоннад в античной архитектуре двойное. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие, прославляя бога-покровителя той или иной общины.

Рис. 3. Оптическая коррекция восточного фасада Парфенона: а — таким фасад представляется зрителю; б — вид фасада, если бы колонны были поставлены строго вертикально, как на рис. а; в — действительное положение колонн, цоколя и антаблемента (коррекция)

Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение. Окружая храм, она художественно отделяла помещения, в которых совершались религиозные обряды, от внешнего мира. Поскольку массы людей, стремящихся попасть в храм, вынуждены были проходить через промежутки между колоннами (ин-терколумбии) организованно, сам вход в храм уже невольно подготовлял посетителей к значимости совершаемых в нем обрядов.

В дорическом ордере стержень колонны был гладкий или украшался каннелюрами, г. е. рядом продольных выемок (20—24 шт.). Во всех ордерах колонна состоит из трех частей — базы, ствола и капители. Капитель колонны разделена на три части: шейку, четвертной вал и абаку, имеющую в плане квадратную форму. Абака заканчивается полочкой. Архитрав дорического ордера — гладкий, с полочкой вверху, фриз украшен триглифами. Промежутки между ними, называемые метопами, заполнялись рельефными украшениями, а чаще всего были гладкими.

Место между фризом и карнизом украшалось зубцами (сухариками), а иногда заполнялось поддерживающими выступающими частями — модулъонами. С применением дорического ордера был построен Парфенон. Элементы композиции этого здания, в особенности колоннада и скульптурный фронтон, широко применялись в архитектуре классицизма (например, Фондовая биржа в Петербурге) и реже в советской (в основном до 1954 г.).

Рис. 4. Дорический ордер: а — архитектурные элементы; б — деревянный прототип ордера: 1 — эхин; 2 — абака; 3 — архитрав; 4 — триглиф; S — лотопа; 6 — слезник; 7 — карнизная плита

Рис. 5. Греческие ордера: а — ионический; 6 — коринфский

Ионический ордер в отличие от строгого дорического характерен своей тонко проработанной капителью, в которую входят завитки, или волюты, и облегченными колоннами. Ствол колонны украшался более мелкими каннелюрами. Капитель ионической колонны не имеет шейки. На обычном вале расположена особой формы абака, лежащая непосредственно под архитравом и имеющая форму квадратной плиты. Нижняя часть капители состояла из двух волют в виде спиральных завитков, оканчивающихся в центре глазком. Завитки волют образуют по бокам капители валики, называемые балюстрами, которые украшаются листьями.

Архитрав ионического ордера разделяется по горизонтали на 2—3 части. Фриз ордера гладкий, но иногда имеет рельефное изображение. Карниз внизу имеет зубчики. Примером применения ионического ордера может служить храм Эрехтейон, построенный несколько позже Парфенона невдалеке от него. Коринфский ордер наиболее легкий по пропорциям и отличается богатством отделки и украшений. Капитель этого ордера имеет волюты, которые поддерживаются двумя рядами акантовых листьев.

По телу колонны проходят 24 каннелюры, аналогичные по форме желобкам ионической колонны, но с той разницей, что внизу и вверху они заканчиваются закруглениями.

Антаблемент ордера имеет сходство с ионическим, но он более развит и расчленен. Модульоны располагаются под слезником и как бы поддерживают его. Фриз коринфского ордера обычно украшался рельефным орнаментом или подписями. Формы колонн и другие элементы коринфского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима, а через 16—17 веков — в архитектуре западноевропейского классицизма. Здания, построенные с использованием этого ордера, отличаются изяществом форм.

Помимо культовых сооружений, античная Греция оставила много замечательных памятников гражданской архитектуры, к которым относятся театры, здания для массовых собраний, стадии, гимназии и др.

В театрах Древней Греции, кроме драматических представлений, на сценах совершались и культовые обряды (мистерии). В состав театра входили места для публики в форме амфитеатра, сцена и орхестра — свободная платформа, предназначенная для хора и служащая отражателем звука. Театры строились преимущественно у склонов гор, на которых располагались уступами места для зрителей (естественные амфитеатры). Стадии для соревнований бегунов представляли собой арену с рядами мест для зрителей, подобных местам в амфитеатре. Стадии, увеличенные до больших размеров с целью проведения состязаний на колесницах, превращались в цирки.

Гимнасии служили местом для спортивных состязаний молодых людей (борьбы) и представляли собой открытые, обсаженные деревьями площадки, окруженные портиками и залами для упражнений.

Почти все общественные здания греков имели портики или галереи.

Рис. 6. Театр в Приене (реконструкция)

Жилища в Древней Греции с ее мягким климатом сооружались облегченной конструкции, так как они обычно служили убежищем только на ночь. Значительную часть времени деятельные греческие граждане проводили на открытом воздухе — на общественной площади, в мастерских, во дворах или на пристапи. При этом в условиях теплого климата не было необходимости в создании особых удобств в жилых помещениях.

Крепостные сооружения в Греции сооружались с применением в толще стен деревянных связей, как и в Египте. Крепостные стены Афин, представлявшие собой более совершенную систему обороны, были сложены из кирпича на каменном основании. Поверх этих стен проходил непрерывный огражденный ход, снабженный с внешней стороны бойницами. Внутри со стороны города к стенам пристраивались портики, через которые защитники города снабжались снарядами.

Во многих видах своих сооружений греки применяли асимметричные архитектурно-планировочные решения, однако непременно добиваясь гармонического равновесия масс сооружений. Выбор выгодного места для постройки являлся одной из сложных задач греческого зодчества. Греки почти не прокладывали дорог, что объясняется расположением большинства городов у берегов моря и развитым судоходством.

Конструктивные особенности. Конструкции древнегреческих сооружений, как отмечалось выше, имели простую и рациональную стоечно-балочную систему.

Стены из естественного камня возводились правильными рядами из крупных камней (квадров). Применялась и смешанная кладка, в которой внутренний массив состоял из неправильных камней, а тесаные квадры использовались в качестве облицовки. Обтеска камней производилась с поразительным совершенством. Особенно тщательно обтесывались постели камня, на которые непосредственно передается тяжесть в кладке без раствора. Подъем камней осуществлялся воротами и другими простыми приспособлениями.

Наружные плоскости каменных стен оставались необделанными, за исключением барельефов, метоп и фризов, которые вставлялись в конструкцию в законченном виде. Камни соединяли между собой преимущественно металлическими скрепами, концы которых, помещающиеся в камнях, заливались свинцом. Кроме камня, в строительстве находил применение сушеный и обожженный глиняный кирпич. Из него сооружались даже крупные храмы. Для устройства кровель применялись деревянные стропила, основной конструкцией которых служила система балок. В качестве кровельного материала использовались черепица и тонкие мраморные плиты.

Градостроительство. Самые древние греческие города, имевшие административное значение, как правило, размещались на холмах, обеспечивающих лучшую оборону. Города, развивавшиеся из сельских населенных мест, располагались на равнинах. В первоначальной стадии формирования города Древней Греции были схожи с городами Ближнего Востока (Вавилон, Ассирия). Особенностью классического греческого города, в отличие от указанных выше, являлось центральное положение не дворца правителя, а площади для массовых собраний, окруженной торговыми постройками, за которыми располагались храмы богов, стадионы, площадки для состязаний. При регулярной планировке специальные пространства отводились для общественных сооружений, образующих архитектурную основу города. Однако значительное количество учреждений обслуживания усложняло планировку древнегреческого города.

Начиная с VIII столетия до и. э., получают развитие города-колонии с целью расширения торговли и культурного обмена. В этот период в Греции остро чувствовался недостаток сельскохозяйственных продуктов, особенно зерновых. Происходило это в период распада первобытно-общинного строя и образования классового рабовладельческого общества.

С VII по V в. до н. э. торговые города основывались во многих пунктах на Средиземном море, а также в ряде мест Черного моря. Активные торговые связи открыли широкие возможности для укрепления экономики греков и культурного развития соседних народов. Греческая культура охватила значительные пространства существовавшего тогда Западного мира.

Рис. 7. Планировка Афинского акрополя: 1 — ворота II в. до н. э,; 2 — храм Ники Аптерос; 3 — Пропилеи; 4 — пинакотека; б — статуя Афины; в — святилище Артемиды; 7 — халкатека; 8 — стена; 9 — Парфенон; 10 — храм Ромы и Августа; 11 — святилище Зевса; 12 — алтарь Афины; 13 — место старого храма Афины Паллады; 14 — эрехтейон; 15 — двор; 16 — театр Диониса; 17 — одейон Перикла; 18 — памятник Фра-сила; 19 — мемориальные колонны; 20 — Асклепейон; 21 — стоя Евмена; 22 — одейон Ирода Аттика

В число основанных греками крупных городов-колоний на берегах Черного моря входили Херсонес, Танаис, Синоп, Пантикапей, в Италии и Сицилии — Катани, Сиракузы, на побережье Глии — Массилия (Марсель). Города-колонии греков располагались также в Северной Африке и на землях Испании.

Начальный период греческого градостроительства характеризуется свободной планировкой городов, в которой особое значение имел выбор места для оборонительных сооружений. Основой создаваемых городов, так же как и возникавших естественным путем, почти всегда являлся акрополь, представлявший собой укрепленное место, располагаемое на возвышенности. После возведения акрополя на склонах возвышенности возникали поселения, акрополь же становился резиденцией правителя, а затем центром религиозных обрядов.

В последующем в городе создавался свой гражданский центр — форум и другие сооружения гражданского назначения. Примером такого развития города служит столица современной Греции — Афины, в которой акрополь на холме являлся не только естественным убежищем, но и архитектурной доминантой города.

Рис. 8. Планировка города Приены

Ансамбль этого акрополя (рис. 7), построенного в период расцвета рабовладельческой демократии в Афинах в конце V в. до н. э., представляет особую художественную ценность и интерес для градостроителей. Кроме знаменитого храма Парфенона, здесь на сравнительно небольшой площадке были сооружены храмы Эрех-тейон и Ники Аптерос, святилища Артемиды и Зевса, торжественный вход в акрополь — Пропилеи. У подножия горы располагались два амфитеатра — Диониса и Ирода Аттика.

Таким образом, Афинский акрополь представлял собой единый комплекс живописно расположенных храмов, скульптуры и театров.

Градостроительные принципы, использованные при формировании ансамбля Афинского акрополя, оказали влияние на композицию средневековых замков и некоторых русских кремлей. С ростом экономических возможностей новые города развиваются на основе регулярной застройки с прямоугольной сеткой улиц. Примером этому служит планировка Приеи (рис. 8), где прямоугольная сетка была создана в IV в. до н. э. в горах с образованием почти горизонтальных западно-восточных улиц и ступенчатых северо-южных.

Города обычно окружались стенами, а прямоугольная сетка улиц, вписанная в них, способствовала членению застройки на ряд участков, удобно связанных между собой.

Городская площадь — агора,— а также рыночная размещались на перекрестках главных улиц. В условиях такой планировки создавалась возможность художественной организации пространства города с созданием композиционных акцентов. Основное внимание сосредоточивалось на композиции центральной части города, где располагалась площадь для собраний граждан. Главные площади отличались большой архитектурной выразительностью, образуя цельные городские ансамбли, в то время как архитектуре улиц особого значения не придавали. Жилые дома ориентировались на создание жизни внутри двора с выходом на улицу стен без окон. Дома преимущественно были одноэтажными, и только в эллинистический период высота домов отдельных горожан увеличивается до двух этажей.

Греческие города и города-колонии по своим размерам были меньше древних городов Востока, и только в поздние периоды некоторые из них превышали 50 тыс. населения.



Читать далее:
Архитектура послевоенных пятилеток (1945—1968 гг.)
Советская архитектура
Архитектура восстановительного периода и первых пятилеток (1918—1940 гг.)
Архитектура и градостроительство капиталистического общества
Архитектура второй половины XVIII и первой трети XIV в.
Архитектура первой половины XVIII в
Архитектура до XVIII в.
Архитектура Возрождения (Ренессанса)
Архитектура Романского и Готического периодов
Архитектура Византии



Ваш отзыв